14 Апреля 2012
20-летие Независимости Кыргызской Республики (архив)


27 Августа 2011, 10:04
Тилек Мейманалиев: Достижения и промахи в системе здравоохранения за 20 лет Независимости Кыргызстана.

Сегодня очевидно, что к здравоохранению Кыргызстана у людей, в обществе сложилось неоднозначное отношение. Одни всё критикуют и охаивают, другие пытаются защищать проводимые в секторе реформы и доказывать их эффективность. К последним таковым относится главный реформатор системы здравоохранения Кыргызстана, в прошлом министр здравоохранения, а ныне советник ВОЗ, доктор медицинских наук, профессор Тилек Мейманалиев. Именно его мы попросили выразить свое мнение о достижениях и промахах  развития системы здравоохранения за прошедшие 20 лет независимости республики.

За последние двадцать лет мы, несомненно, многого добились, и нам есть чем гордиться. Первое и, на мой взгляд, самое главное. Мы не допустили приватизации сектора здравоохранения, хотя были явные попытки, и сохранили целостность системы здравоохранения. Успешно внедрили систему обязательного медицинского страхования, которая выступила катализатором реформы здравоохранения, тем самым способствовали аккумулированию финансовых ресурсов здравоохранения в системе Единого плательщика, позволившему перевернуть финансовую пирамиду, преодолеть фрагментированность финансирования здравоохранения и выровнять подушевой норматив. Иными словами была создана основа для справедливой системы здравоохранения.

Больницы перестроились от количественных параметров финансирования на конечные результаты, на пролеченный случай. Были внедрены принципы доказательной медицины, несмотря на колоссальное сопротивление старой профессуры. Я убежден, что не мнение эксперта должно решать, а доказанные исследования по применению того или иного лекарственного препарата, основанные на доказательной медицине.

Мы обеспечили доступность на льготной основе жизненно-важных лекарственных средств всем застрахованным гражданам страны. Есть в этом достижении, конечно, недоработки с точки зрения управления, но сам принцип абсолютно правильный.

Чтобы была прозрачность участия населения, мы ввели  официальную сооплату. Это есть цивилизованный способ участия населения в оплате за собственное лечение. В постсоциалистических странах Восточной Европы, несмотря на то, что у них очень хороший принцип солидарности, это когда в лечении участвуют государство плюс работодатель плюс сам работающий,  даже при  этом, когда они уже 50% платят,  всё-равно есть официальная сооплата. Т.е. богатые страны тоже стремятся к повышению эффективности, избегают затратности. У нас нет процентов от работающих, 2%  отчисляет только работодатель, но есть официальная сооплата. И это я тоже считаю завоеванием.

В прошлогоднем отчете ВОЗ написано, что все страны классифицируются на три категории. Первая, - страны с высокозатратной системой здравоохранения, это США, Швейцария, Германия и т.д. Вторая, - страны с прогрессирующей системой здравоохранения и третья, - страны с низким доходом. Все высокозатратные страны переходят сейчас на то, чтобы постепенно уходить от третичного мощного нарастания. Они убедились, что это - неэффективная система, и переходят на то, чтобы усиливать первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Поэтому мы, как страна с низким доходом, в постсоветском приоритете ПМСП абсолютно точно выделили приоритет семейной медицины, потому что узкие специалисты – это наследие Советского Союза. Только он мог их содержать. Как страна с низким доходом, мы не можем себе позволить нести на себе двойное бремя узких специалистов. А они составляют ровно половину всей ПМСП. Сейчас с последним повышением зарплаты, они оказались в более выгодном, а медицинские работники первички в более  худшем положении. И это то, над чем надо работать и радикально менять. Я глубоко убежден, что городское население привыкло обращаться к узким специалистам. Но это наследие прошлого и эту привычку надо менять. Должна быть мощнейшая компания, чтобы поднять авторитет врача общей практики.

Я считаю, что за двадцать лет независимости ухудшилась ситуация с подготовкой кадров. Во всех образовательных медицинских учреждениях большая часть студентов учится плохо и во время сессии платит по ставкам. Низкая заработная плата, падение престижа профессорско- преподавательского состава в зависимости от денег студентов - это опять же болезнь страны, а не болезнь системы высшего или среднего медицинского образования.

Я думаю, что к еще одному завоеванию системы здравоохранения за годы независимости можно отнести формирование полноценного фармацевтического рынка. Мы сознательно отказались от государственной системы, потому что многократные попытки создания муниципальных аптек и датаций не давали и не дадут эффекта. Поэтому в первой нашей программе «Манас» мы поддержали становление частного фармсектора, и он сегодня есть. А ведь были попытки национализации, и я, как министр, этому противостоял. Никакое государство, кроме Советского Союза, не могло содержать фармсектор. Если бы это в развитых странах было бы возможно, они бы содержали, но они тоже не могут. Это дорогого стоит. Мы должны быть благодарны  частному фармсектору, что он взял на себя ответственность и обеспечивает лекарствами рынок лекарственных средств. Другое дело, что всем этим надо умело управлять.

Мы внедрили список жизненно-важных лекарств. Но самое главное высочайшее  наше достижение это, конечно, Доппакет, Дополнительная программа ОМС по лекарственному обеспечению, когда часть стоимости медикаментов покрывается за счет ФОМСа.

Все наши достижения можно наблюдать на примере наших соседей. В Казахстане, к примеру, разработали новую программу реформирования здравоохранения. Они, по нашему примеру, создают систему Единого плательщика и вводят официальную сооплату. Т.е. наши ключевые достижения Казахстан берет на себя. Россия тоже бы очень хотела взять, но она - огромное федеральное устройство. К слову сказать, российские специалисты не поленились и изучили опыт реформирования здравоохранения в нашей стране. В некоторых областях уже и там существует система Единого плательщика. Аккумулирование средств в системе Единого плательщика - огромное достижение в преодолении несправедливости и неравенства.

В Казахстане отслеживают нашу ситуацию при том, что у них в здравоохранении на одного человека причитается в десять раз больше, чем у нас, примерно  335 долларов в год. У нас эта цифра после повышения зарплаты едва ли приблизилась к 35-40 долларам. Но, несмотря на это, некоторые показатели здравоохранения и в Казахстане, и в России хуже, чем наши. Я считаю, что это есть достижение наших усилий по реформе здравоохранения, именно они дали плоды. Не будь уже проведенных преобразований, всё бы развалилось. Пример Грузии, где наблюдается полный развал государственной системы здравоохранения. Они всё приватизировали.  И поэтому люди сами стали собирать деньги и на эти деньги нанимать врачей, чтобы хоть как-то выжить. Государство просто отвернулось от них.

Отрадно, что наш сосед, Казахстан, в своей  новой национальной программе пошел дальше нас, там вводят  частичное  фондодержание, чтобы реально усилить ПМСП, её роль и статус. Мои предложения по поэтапному внедрению фондодержания у нас в республике, к сожалению, не прошли. Все испугались. А это стагнация. Это означает, что ПМСП останется на том же слабом уровне, как сейчас, и уровень госпитализаций будет нарастать, потому что у ПСМП нет никаких интересов и стимулов лечить у себя этих больных. Нам, к сожалению, не хватило политической воли со стороны Минздрава и понимания доноров. По заключению ВОЗ, там, где слабое правительство, государством начинает управлять либо неправительственный сектор, либо международные организации. Это для нас яркий поучительный пример.

Бишкек, "report.kg", Елена Накимова

Другие новости раздела >>>

Copyright © 2009-2012 Report.KG
Редакция | Дирекция