КЫР
Главные новости » Аналитика » Таттуубубу Эргешбаева: В ЖК уже рассматриваются Цифровой кодекс и Закон о СМИ
Аналитика

Таттуубубу Эргешбаева: В ЖК уже рассматриваются Цифровой кодекс и Закон о СМИ

456

Юрист высказалась о санкциях за распространение ложной информации от кабинета министров


Юрист Таттуубубу Эргешбаева считает, что прежде чем вводить новые ограничения, следует дождаться принятия обновленной версии Цифрового кодекса и Закона о СМИ. Она прокомментировала инициативу председателя кабинета министров Адылбека Касымалиева о введении штрафов за недостоверную информацию, которая была представлена в Жогорку Кенеш, на Vesti.kg.

«В республике уже имеется законодательство, касающееся недостоверной информации. Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», принятый 23 августа 2021 года (№101), наделяет государственные органы правом блокировать сайты и страницы в соцсетях, которые распространяют ложные сведения. Несмотря на то, что этот закон был принят для борьбы с фейками, он вызывает споры из-за отсутствия четких механизмов проверки информации, что может привести к субъективному правоприменению. На практике это больше всего затрагивало независимые СМИ и журналистов», - отметила Эргешбаева.

Она также напомнила, что в Жогорку Кенеше находятся на рассмотрении законопроекты, касающиеся регулирования информации.

«В частности, речь идет о новой версии Цифрового кодекса и обновленном Законе о СМИ. Эти документы могут существенно изменить подход к регуляции медиапейзажа в Кыргызстане. Новый Цифровой кодекс предполагает создание единой правовой базы для цифровых технологий, включая интернет-ресурсы и кибербезопасность. В результате его принятия более пяти действующих законов утратят свою актуальность, что повлечет за собой изменения многих других законодательных актов и создание новой правовой системы для цифрового пространства», - добавила эксперт.

Что касается Закона о СМИ, то он включает положения о прав и обязанностях журналистов, а также механизмах защиты от распространения ложной информации, соответствующих современным мировым трендам.

«Поскольку оба законопроекта затрагивают вопросы регулирования СМИ и цифровой среды, их окончательное принятие может значительно изменить правоприменительную практику. Нужно дождаться их принятия и оценить их влияние на медиа-сферу, прежде чем вводить новые санкции», - предложила юрист.

Эргешбаева подчеркнула, что существующее законодательство уже предоставляет достаточно инструментов для регулирования деятельности СМИ и привлечения их к ответственности.

«На сегодняшний день закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» позволяет блокировать ресурсы, распространяющие недостоверные сведения. Гражданский кодекс Кыргызской Республики дает возможность подачи исков о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 18). Кодекс о правонарушениях содержит механизмы ответственности за клевету и оскорбление, включая статью 81, связанную с оскорблением, и статью 82, касающуюся клеветы», - перечислила она действующие нормы.

За нарушения этих статей предусмотрены штрафы: 20 тысяч сомов для физических лиц и 65 тысяч сомов для юридических.

«Протоколы составляют органы внутренних дел, а дела рассматриваются судами. С введением статьи 107-1 в Кодекс о правонарушениях клевета и оскорбление в интернете теперь регулируются отдельной нормой, что устанавливает административную ответственность за нарушения в цифровом пространстве», - добавила юрист.

По ее мнению, введение новых штрафов по законопроекту №6-1982/25 от 4 марта 2025 года противоречит принципу справедливости.

«Учитывая уже существующую статью 107-1, введенную в 2024 году, а также действующие механизмы регулирования СМИ, введение новых санкций нарушает принцип справедливости. СМИ и так несут высокие издержки на обеспечение объективности информации, и новые финансовые санкции могут стать инструментом давления, а не защиты общества от дезинформации», - считает она.

Юрист также отметила, что одной из ключевых проблем является отсутствие развитых институтов для проведения лингвистических экспертиз в Кыргызстане.

«На данный момент нет унифицированных стандартов для оценки текста на предмет его достоверности, а также квалифицированных экспертов для объективного анализа информации. Методология экспертиз требует реформирования, так как современные цифровые технологии требуют новых подходов к анализу контента. Без надежных инструментов экспертной оценки введение новых санкций может создать правовую неопределенность и риски для СМИ, журналистов и общества», - заключила Эргешбаева.

«Политологические и социологические экспертизы не могут быть приняты судом как доказательства в делах о недостоверной информации, так как они являются субъективными и основаны на аналитических интерпретациях. Использование таких экспертиз в качестве доказательной базы может привести к злоупотреблениям», - подчеркнула юрист.

Таким образом, внесение новых правок в Кодекс о правонарушениях может не быть необходимым.

«Основное внимание в регулировании информации должно быть уделено развитию механизмов проверки достоверности данных и совершенствованию правоприменительной практики. До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, введение новых штрафов приведет лишь к дополнительному давлению на СМИ и ухудшению свободы слова в стране», - предостерегла Таттуубубубу Эргешбаева.

Напомним, что инициатива о введении штрафов за недостоверную информацию направлена на борьбу с фейками в СМИ и интернете, которые могут угрожать общественному порядку и правам граждан.

Размеры предлагаемых штрафов составляют 20 тысяч сомов для физических лиц и 65 тысяч сомов для юридических.

В справке-обосновании подчеркивается, что данный законопроект не следует воспринимать как цензуру, а как «регулирование СМИ и интернета».

Фото www
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК