КЫР
Главные новости » Экономика » Внесены изменения в Порядок формирования проекта республиканского бюджета
Экономика

Внесены изменения в Порядок формирования проекта республиканского бюджета

222
- Утверждены изменения в порядок формирования проекта республиканского бюджета и внесения корректировок в действующий бюджет, согласно постановлению Кабинета Министров от 3 марта.

В документ добавлен новый пункт 39-1, который гласит:

«39-1. Уполномоченный государственный орган при составлении проекта республиканского бюджета вправе установить размер перечисления части доходов бюджета в Стабилизационный фонд как дополнительные доходы, если это позволит покрыть запланированные на следующий бюджетный год защищенные и обязательные расходы.

Расчет покрытия защищенных и обязательных расходов осуществляется по формуле:

ПЗР = ПННД > ЗР;

где:

ПЗР - покрытие защищенных и обязательных расходов;

ПННД - прогнозируемые налоговые и неналоговые доходы на следующий бюджетный год;

ЗР - запланированные защищенные расходы, расходы на погашение процентов и основной суммы по государственному долгу, трансферты в Социальный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, а также выравнивающие трансферты».

Кроме того, документ включает новый пункт 62-1:

«62-1. При необходимости уполномоченный государственный орган имеет право включать другие прогнозы (расчеты, оценки) и нормативы, которые должны быть утверждены или одобрены Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (местными кенешами) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».

Также было добавлено приложение 18: «Дополнительный реестр расходов республиканского бюджета на текущий год».

ПОРЯДОК

формирования проекта республиканского бюджета и внесения изменений в республиканский бюджет

(В редакции постановлений Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680, 3 марта 2025 года № 104)

Глава 1. Общие положения

1. Данный порядок формирования проекта республиканского бюджета и внесения изменений в него (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики и устанавливает единые правила для процесса формирования и внесения изменений в республиканский бюджет.

2. Исключительное право на формирование проекта республиканского бюджета и внесение изменений в него принадлежит Кабинету Министров Кыргызской Республики.

3. Непосредственное формирование проекта бюджета выполняет уполномоченный государственный орган, ответственный за прогнозирование и исполнение бюджета (далее - уполномоченный орган).

4. Основные термины и понятия, используемые в данном Порядке:

1) автоматизированная система - комплекс программных, аппаратных средств, методов и процедур, обеспечивающих генерацию, обработку, передачу, прием и хранение данных, связанных с формированием проекта республиканского бюджета Кыргызской Республики на текущий и плановый годы;

2) ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств;

3) контрольные цифры - предельные показатели бюджетных средств, на основании которых формируются расходы бюджетных учреждений;

4) ПБС - получатели бюджетных средств;

5) РБС - распорядители бюджетных средств;

6) смета расходов по бюджетным средствам - документ, определяющий расходы ГРБС/РБС/ПБС на их функционирование и мероприятия, осуществляемые за счет бюджетных средств;

7) смета доходов и расходов по средствам на специальных счетах - документ, определяющий доходы и расходы ГРБС/РБС/ПБС на их функционирование и мероприятия по средствам на специальных счетах;

8) квалифицированная электронная подпись (ЭЦП) - электронная подпись, соответствующая требованиям законодательства Кыргызской Республики об электронной подписи.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

Глава 2. Основы бюджетного процесса

5. Проект республиканского бюджета формируется на очередной бюджетный год и плановый период (далее - проект бюджета).

6. Проект бюджета разрабатывается на основе прогнозов социально-экономического развития Кыргызской Республики и Основных направлений фискальной политики на среднесрочный период, которые утверждаются решением Совета Кабинета Министров Кыргызской Республики.

7. Для качественного и своевременного формирования проекта бюджета уполномоченный орган имеет право запрашивать необходимые данные от бюджетных учреждений, предприятий и других получателей бюджетных ассигнований.

Глава 3. Порядок формирования проектов бюджетов ГРБС/ПБС/РБС, финансируемых из республиканского бюджета

8. Контрольные цифры по ведомственной классификации расходов, установленные Основными направлениями фискальной политики, служат основой для формирования бюджетных проектов ГРБС/РБС/ПБС.

9. Уполномоченный орган доводит контрольные цифры до ГРБС, которые, в свою очередь, обязаны своевременно передать их РБС и ПБС для составления смет по бюджетным средствам на текущий и плановый годы.

10. Уполномоченные сотрудники уполномоченного органа вводят контрольные цифры в автоматизированную систему после их передачи ГРБС.

11. ГРБС на основании полученных контрольных цифр распределяют бюджетные ассигнования для составления смет.

12. Смета по бюджетным средствам и смета по средствам на специальных счетах формируются в автоматизированной системе каждым ГРБС/РБС/ПБС по ведомственной, программной и функциональной классификации в разрезе экономической классификации доходов, расходов и классификации операций с активами и обязательствами в срок до 25 июля текущего года.

13. ГРБС/РБС/ПБС формируют смету по бюджетным средствам в автоматизированной системе, распределяя контрольные цифры по ведомственной, программной, функциональной классификации и экономической классификации расходов.

14. ГРБС/РБС/ПБС также формируют смету по средствам на специальных счетах в автоматизированной системе.

15. Сметы по бюджетным средствам и по средствам на специальных счетах визируются уполномоченным сотрудником и руководителем ГРСБ с использованием ЭЦП в автоматизированной системе и передаются в уполномоченный орган.

16. Ответственные сотрудники уполномоченного органа проверяют сметы по бюджетным средствам на предмет соответствия сумм расходов прогнозным параметрам и их обоснованность, а также правильность формирования размеров фонда оплаты труда и применение норм и цен материальных расходов.

17. Снижение объемов бюджетных ассигнований и изменения в объеме ресурсов бюджета осуществляются согласно статье 89 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики.

18. При отсутствии замечаний к сметам по бюджетным средствам уполномоченные сотрудники принимают их, визируя в автоматизированной системе с использованием ЭЦП.

19. В случае наличия замечаний к сметам ответственные сотрудники возвращают их ГРБС в автоматизированной системе для исправления.

20. ГРБС в течение двух рабочих дней после возврата смет вносят необходимые изменения и повторно представляют их для рассмотрения в автоматизированной системе.

21. После анализа и уточнения смет ГРБС уполномоченный орган формирует проект Закона Кыргызской Республики о республиканском бюджете на текущий бюджетный год и плановый период не позднее 25 августа текущего года.

22. В процессе рассмотрения могут вноситься уточнения в сметы и другие документы, представленные ГРБС.

23. Бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных ассигнований обязаны использовать бюджетные средства строго в соответствии с объемами и назначением ассигнований, установленными в сметах расходов. Направление средств на не предусмотренные сметами мероприятия запрещено.

24. ГРБС представляет штатные расписания учреждений с определением годового объема фонда оплаты труда согласно приложению 16 к настоящему Порядку, а также другие расчеты в разрезе экономической классификации. При необходимости составляются сводные объемы штатных расписаний с учетом фонда оплаты труда согласно приложению 17 к настоящему Порядку.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

25. ГРБС/РБС/ПБС предоставляют уполномоченному органу сведения о численности работников бюджетных учреждений по формам согласно приложениям 5-7 к настоящему Порядку.

26. ГРБС формируют и представляют бюджеты на программной основе в соответствии с Инструкцией по формированию, рассмотрению и исполнению бюджетов на программной основе, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24 декабря 2021 года № 349.

Глава 4. Порядок формирования раздела "Общегосударственные программы, мероприятия и выплаты" проекта закона о республиканском бюджете

27. В разделе "Общегосударственные программы, мероприятия и выплаты" проекта закона о республиканском бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение государственных задач:

1) выравнивающие и целевые трансферты;

2) стимулирующие гранты;

3) взносы в международные организации;

4) выплаты по внешнему и внутреннему долгу;

5) возмещение налога на добавленную стоимость;

6) исполнение судебных решений;

7) оплата банковских услуг;

8) развитие приграничных территорий;

9) субсидирование процентных ставок;

10) капитальные вложения;

11) мероприятия по ликвидации стихийных бедствий;

12) увеличение социальных выплат и другие мероприятия;

13) государственный бюджетный резерв;

14) учреждения, переданные из местного бюджета в республиканский;

15) фонд финансирования проектов государственно-частного партнерства;

16) финансирование проектов экономического развития;

16-1) использование штрафных сумм, взысканных за правонарушения, обработанных в автоматизированной информационной системе «Единый реестр правонарушений»;

17) расходы на борьбу с COVID-19 и другими пандемиями;

18) перечисления в Стабилизационный фонд;

19) иные мероприятия и выплаты, возникающие в процессе формирования бюджета и его исполнения.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

28. Бюджетные ассигнования могут быть предусмотрены на приобретение акций и участие в капитале юридических лиц, выдачу кредитов юрлицам и предпринимателям согласно Бюджетному кодексу Кыргызской Республики.

29. В проекте закона о республиканском бюджете и в проекте закона о внесении изменений могут быть предусмотрены средства на повышение социальных выплат и другие мероприятия в разрезе экономической классификации для покрытия дополнительных расходов бюджета.

(В редакции постановлений Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680, 3 марта 2025 года № 104)

30. Ассигнования на повышение социальных выплат и другие мероприятия формируются в целях эффективного управления бюджетными средствами, согласно прогнозным данным уполномоченного органа.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

31. ГРБС/РБС/ПБС в процессе исполнения бюджета составляют уточненные расчеты на основании реальной потребности и передают их в уполномоченный орган.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

32. На основании уточненных расчетов ГРБС/РБС/ПБС оформляют в автоматизированной системе уведомления о внесении изменений в бюджет, которые направляются на соответствующие счета.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

33. Гранты и кредиты, полученные от иностранных государств и международных организаций, должны использоваться по назначению. Остатки неиспользованных средств на конец года становятся источником финансирования на следующий бюджетный год.

34. Расходы на подготовку проектов государственно-частного партнерства финансируются из средств Фонда, согласно постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики.

35. В проект закона о республиканском бюджете могут быть включены ассигнования на:

1) финансирование проектов экономического развития;

2) накопленные финансовые резервы для обеспечения устойчивости бюджета;

3) фискализацию налоговых процедур;

4) расходы на борьбу с COVID-19 и последствиями;

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

35-1. Ассигнования на использование сумм штрафов, взысканных за правонарушения, формируются на основе прогнозной информации администраторов бюджета.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

36. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в пунктах 35, могут перераспределяться на другие категории расходов по необходимости.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

37. Распределение бюджетных ассигнований осуществляется согласно нормативным правовым актам и распоряжениям Кабинета Министров через уведомления о внесении изменений в бюджет в автоматизированной системе с использованием ЭЦП.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

38. Если бюджетные ассигнования в разделе "Общегосударственные программы, мероприятия и выплаты" не использованы, они могут остаться неизменными при формировании проекта закона о внесении изменений в бюджет для обеспечения сбалансированности бюджета.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

39. Уполномоченный орган в соответствии с прогнозами формирования Стабилизационного фонда устанавливает средства, подлежащие перечислению в фонд.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 3 марта 2025 года № 104)

39-1. При формировании проекта республиканского бюджета уполномоченный орган может устанавливать сумму перечисления части доходов в Стабилизационный фонд в качестве дополнительных доходов, если это позволит покрыть запланированные защищенные и обязательные расходы.

Расчет покрытия защищенных и обязательных расходов осуществляется по формуле:

ПЗР = ПННД > ЗР;

где:

ПЗР - покрытие защищенных и обязательных расходов;

ПННД - прогнозируемые налоговые и неналоговые доходы;

ЗР - запланированные защищенные расходы, расходы на погашение долгов, трансферты в Социальный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, а также выравнивающие трансферты.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 3 марта 2025 года № 104)

40. Бюджетные ассигнования по разделу "Общегосударственные программы, мероприятия и выплаты" формируются уполномоченным органом.

Глава 5. Подготовка и представление бюджетных заявок учреждений судебной системы и Счетной палаты Кыргызской Республики

41. Проект бюджета судебной системы формируется самостоятельно и включается в республиканский бюджет после согласования с исполнительной и законодательной властью в соответствии с Бюджетным кодексом.

42. Счетная палата ежегодно формирует проект бюджета для финансирования своей деятельности и направляет его в Кабинет Министров для получения заключения.

43. Счетная палата направляет проект бюджета с заключением Кабмина в профильный комитет Жогорку Кенеша для включения его в проект закона о республиканском бюджете.

44. В случае возражений со стороны Кабмина к проекту бюджета Счетной палаты профильный комитет рассматривает их совместно с представителями Кабмина и Счетной палаты, после чего согласованный проект передается в уполномоченный орган.

45. Счетная палата может предложить профильному комитету Жогорку Кенеша дополнительное финансирование для своей деятельности.

46. Проекты бюджетов судебной системы и Счетной палаты должны быть представлены в уполномоченный орган до 20 июля текущего года для включения в проект республиканского бюджета.

47. Уполномоченный орган включает бюджетные ассигнования учреждений судебной системы и Счетной палаты в проект закона о республиканском бюджете до 25 августа текущего года.

Глава 6. Подготовка и представление бюджетных заявок на трансферты

48. Взаимоотношения между уровнями бюджетной системы отражаются в расходной части проекта закона о республиканском бюджете.

49. Эти отношения регулируются установлением нормативов отчислений от общегосударственных доходов и межбюджетных трансфертов.

50. Межбюджетные трансферты включают:

1) трансферты местным бюджетам в виде выравнивающих и целевых трансфертов;

2) ассигнования из республиканского бюджета в бюджеты Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

51. Ассигнования на выравнивающие и целевые трансферты формируются уполномоченным органом.

52. Ассигнования в бюджеты Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом и формируются уполномоченным органом совместно с этими фондами.

Глава 7. Подготовка и представление бюджетных заявок на инвестиции

53. В расходную часть республиканского бюджета включаются средства на осуществление бюджетных инвестиций.

54. Бюджетные инвестиции направлены на создание и развитие инфраструктуры, поддержку социального сектора, а также реализацию институциональных изменений в государственном управлении.

55. Ассигнования на бюджетные инвестиции формируются уполномоченным органом, в том числе в автоматизированной системе.

Глава 8. Подготовка и представление заявок на обслуживание государственного долга

56. Ассигнования на выплату основной суммы, процентов и других платежей по кредитам формируются уполномоченным органом, включая платежи по государственным ценным бумагам и погашение долгов населению.

Глава 9. Порядок формирования проекта закона о республиканском бюджете

57. Уполномоченный орган формирует проект закона о республиканском бюджете, включая данные в автоматизированную систему.

58. Проект закона включает показатели в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.

59. В приложениях к проекту закона отражаются показатели расходов по бюджетным счетам, средствам на специальных счетах и государственным инвестициям.

60. Уполномоченный орган ежегодно рассчитывает прогнозные показатели бюджета сектора государственного управления и включает их в проект закона в виде отдельного приложения.

61. Параметры бюджета формируются по доходам, расходам и источникам покрытия дефицита в соответствии с международными стандартами.

1) денежные потоки от операционной деятельности;

2) поступления от операционной деятельности;

3) налоговые и неналоговые доходы;

4) официальные трансферты;

5) выплаты от операционной деятельности;

6) оплата труда;

7) приобретение товаров и услуг;

8) расходы на проценты и субсидии;

9) социальные пособия;

10) другие расходы;

11) чистый приток/отток денежных средств от операций.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 3 марта 2025 года № 104)

62. Проект закона о республиканском бюджете включает пояснительную записку и приложения согласно установленной форме.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

62-1. Уполномоченный орган может включать другие прогнозы и нормативы, подлежащие утверждению Жогорку Кенешем, в соответствии с законодательством.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 3 марта 2025 года № 104)

63. (Утратил силу согласно постановлению Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

Глава 10. Пояснительная записка к проекту закона о республиканском бюджете

64. Пояснительная записка состоит из:

1) макроэкономических перспектив;

2) доходной части бюджета;

3) расходной части бюджета;

4) дефицита бюджета;

5) рисков исполнения бюджета;

6) программного бюджетирования.

65. Каждый раздел должен содержать таблицы с показателями за 5 лет.

66. В разделе "Макроэкономические перспективы" отражаются ключевые макроэкономические показатели, такие как ВВП, инфляция и риски.

67. Раздел также включает информацию о влиянии макроэкономических допущений на бюджет.

68. Раздел "Доходная часть" содержит основные показатели за два предшествующих года, текущий и планируемые.

69. Каждый параметр должен отражать соотношение к ВВП и информацию по налоговым преференциям.

70. Информация по доходной части включает полный объем ресурсов республиканского бюджета и их анализ.

71. Раздел "Расходная часть" делится по функциональной классификации и включает сведения о задолженности.

72. Каждый параметр отражает соотношение к ВВП и динамику расходов.

73. Информация по расходной части включает объемы расходов на обслуживание государственного долга и объемы местных бюджетов.

74. Раздел "Общегосударственные программы" содержит оценку влияния новых направлений на бюджет.

75. Раздел "Дефицит бюджета" включает источники финансирования с разбивкой по внешнему и внутреннему финансированию.

76. Раздел "Риски исполнения бюджета" отражает ожидаемые риски.

77. Раздел "Программное бюджетирование" включает информацию о внедрении программного бюджетирования.

78. Перечень показателей для пояснительной записки формируется согласно установленной форме.

Глава 11. Формирование и утверждение сводной бюджетной росписи

79. Сводная бюджетная роспись формируется на основе утвержденного бюджета.

80. Она содержит поквартальное распределение показателей доходов и расходов.

81. Распределение доходов основано на динамике поступлений и прогнозах администраторов.

82. Доходы включают налоговые, неналоговые и официальные трансферты.

83. Активы и обязательства включают нефинансовые и финансовые активы.

84. В поквартальном распределении учитываются остатки бюджетных средств.

85. Если доходы превышают расходы, остатки направляются на следующий квартал.

86-1. Остатки могут иметь положительное или отрицательное значение.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

87. Расходная часть включает расходы на бюджетные счета и обслуживание государственного долга.

88. Распределение расходов учитывает специфику и приоритеты.

89. Распределение зависит от доходной части и анализа расходов.

90. В росписи отражаются плановые объемы в абсолютных суммах.

91. Итоговые данные должны соответствовать утвержденному бюджету.

92. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем уполномоченного органа.

92-1. Уполномоченный орган вносит изменения в роспись после принятия закона.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

Глава 12. Внесение изменений в закон о республиканском бюджете

93. Кабинет Министров имеет право вносить изменения в закон о республиканском бюджете, если это не изменяет бюджетные параметры.

94. При необходимости изменения бюджетных параметров могут осуществляться дополнительные финансирования.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

95. Изменения в закон о республиканском бюджете вносятся в установленный срок.

96. Внесение изменений основано на анализе исполнения бюджета.

97. Проект закона о внесении изменений формируется уполномоченным органом.

98. Изменения вносятся без изменения параметров бюджета на следующий год.

98-1. Могут вноситься изменения на программной основе для последующего года.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

Глава 13. Отчет о перераспределении бюджетных средств

99. ГРБС представляют отчет о перераспределении в уполномоченный орган с использованием ЭЦП.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

Глава 14. Дополнительное финансирование бюджета

100. Дополнительные расходы финансируются за счет дополнительных источников.

101. Дополнительные источники включают свободные остатки и непредусмотренные поступления.

102. Они могут направляться на покрытие финансового разрыва.

103. Перераспределение расходов осуществляется за счет оптимизации других категорий.

104. ГРБС представляют расчеты на дополнительные расходы.

105. Распределение осуществляется в виде уведомления о внесении изменений в бюджет.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 19 декабря 2023 года № 680)

106. Уполномоченный орган готовит реестр дополнительных расходов до внесения изменений в закон о бюджете.

107. Реестр включает дополнительные расходы в соответствии с решениями Кабмина.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 3 марта 2025 года № 104)

Глава 15. Ответственность участников бюджетного процесса

108. Руководители ГРБС/РБС несут ответственность за планирование и использование бюджетных средств.

109. Принцип ответственности участников предусмотрен законодательством.

110. Контроль и мониторинг финансовой дисциплины регулируются законодательством Кыргызской Республики.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК