МВФ о перечислении прибыли Нацбанка в бюджет: Нужно прекратить эту практику
Kaktus.media обобщил ключевые моменты, которые выделили эксперты МВФ.
Анализ экономического роста и рисков
Экономисты МВФ отметили, что Кыргызстан продемонстрировал положительные результаты на фоне нестабильной внешней обстановки. С 2022 года экономика страны демонстрирует стабильный рост в 9% в год, чему способствовали увеличение объемов торговли, приток рабочей силы и капитала, а также активное строительство, поддерживаемое государством.Инфляция, вызванная последствиями пандемии, была успешно сдержана, а государственный долг уменьшился с 64% от ВВП в 2020 году до около 36,5% в 2024 году благодаря значительному росту номинального ВВП и фискальной консолидации.Кроме того, эксперты констатировали, что ВВП на душу населения почти удвоился, а уровень безработицы и бедности значительно снизился. Прогноз текущего счета на 2024 год составляет 30,7% от ВВП, из которых примерно 23% связаны с неучтенным реэкспортом товаров, импортируемых в рамках Евразийского экономического союза, не подлежащих таможенному декларированию. С учетом этого, по оценкам МВФ, объем экспорта товаров и услуг увеличился на 40% в 2024 году, а дефицит текущего счета сократился до приблизительно 8% от ВВП.
В будущем ожидается, что темпы роста замедлятся до менее чем 7% в 2025 году и приблизятся к 5% в среднесрочной перспективе.
"Это замедление, по сравнению с высокими темпами роста последних трех лет, связано с нормализацией реэкспортной торговли. Прогнозируемая инфляция должна оставаться стабильной при условии разумной денежно-кредитной политики, а дефицит текущего счета ожидается на уровне 6-7% от ВВП в среднесрочной перспективе. Это объясняется нормализацией реэкспортной торговли и значительными импортами, связанными со строительством Камбар-Атинской ГЭС-1 и железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Хотя эти инвестиции увеличат общий бюджетный дефицит, государственный долг должен оставаться под контролем благодаря устойчивому росту ВВП", - указал Гигинеишвили.
Однако, как и другие международные финансовые организации, МВФ предупреждает о существующих рисках, связанных с геополитической неопределенностью. Ужесточение западных санкций против России может негативно сказаться на экономике РФ и обесценить рубль, что в свою очередь может сократить объем денежных переводов и увеличить уровень бедности. Эти риски нарастают из-за возможного изменения недавнего роста цен на золото, колебаний мировых цен на нефть, неблагоприятных климатических условий и киберугроз.
"С другой стороны, завершение конфликта в Украине могло бы укрепить рубль и способствовать росту экономики России, что увеличит спрос на рабочую силу из Кыргызстана и повысит зарплаты, но также приведет к инфляционному давлению. Однако смягчение санкций может ограничить некоторые торговые потоки и снизить темпы роста. Текущая позитивная макроэкономическая ситуация предоставляет возможность для усиления политических буферов и продвижения структурных реформ", - добавил Гигинеишвили.
Финансовая политика
Ожидается, что налоговые поступления в 2025 году снизятся примерно на 1% от ВВП, а к 2030 году еще на 0,7%, что связано со снижением торговых налогов и НДС на импорт по мере замедления торговли. В то же время, государственные расходы возрастут на 1,6% от ВВП в 2025 году, в том числе из-за крупных инвестиций в инфраструктуру, которые пока не включены в бюджет. На среднесрочной перспективе эти расходы будут умеренными.Миссия МВФ отметила высокие показатели фискальной дисциплины властей и призвала к приоритизации расходов и осторожности в отношении внешних коммерческих заимствований для обеспечения устойчивости фискальной и долговой политики.
Снижение фискального дефицита позволит укрепить фискальные буферы, повысить устойчивость к экономическим шокам и смягчить инфляционное давление.Эксперты МВФ также подчеркивают, что Кыргызстан имеет потенциал для расширения своего фискального пространства. Дополнительные доходы можно получить за счет:
- оптимизации освобождения от НДС и специальных налоговых режимов;
- повышения прогрессивности налога на доходы;
- улучшения администрирования налоговых поступлений;
- направления всех чистых доходов от "Кумтора" в государственный бюджет.
Рекомендации для Нацбанка и позиция по криптоактивам
МВФ акцентирует внимание на том, что денежно-кредитная политика Кыргызстана должна основываться на фактических данных с целью удержания инфляции в пределах целевого диапазона 5-7%. В августе прошлого года уровень инфляции составлял 3,8%, но на данный момент он вырос до 7% (по итогам февраля 2025 года)."Сильный рост ВВП, увеличение кредитования и реальной заработной платы в сочетании с ожидаемым фискальным стимулированием создают постоянное давление на спрос, что требует своевременного повышения процентных ставок и ликвидности на рынке, если инфляционное давление останется высоким или увеличится", - отмечается в заявлении.
Для повышения эффективности денежно-кредитной политики миссия рекомендует снять ограничения на процентные ставки по облигациям Нацбанка, увеличить сроки погашения инструментов денежно-кредитной политики, улучшить управление ликвидностью и ограничить субсидированное кредитование через государственные банки.
При этом МВФ поддерживает решение Нацбанка прекратить закупки золота на внутреннем рынке для предотвращения дальнейшего увеличения ликвидности и конвертировать часть своего немонетарного золота в монетарное для увеличения международных резервов. Эксперты считают, что большая гибкость обменного курса и уменьшение концентрации резервов в золоте помогут укрепить внешнюю финансовую устойчивость.
МВФ также положительно оценивает намерение Нацбанка продать "Керемет Банк" и продолжение работы по поэтапному отказу от собственности в Гарантийном фонде.
Тем не менее, регулярные переводы прибыли Нацбанка в бюджет, когда его капитал ниже установленного законом порога, подрывают доверие к Нацбанку и его институциональную целостность, увеличивают ликвидность и способствуют инфляционному давлению.Международный валютный фонд предупреждает, что постоянные ожидания перевода прибыли могут отвлечь Нацбанк от его главной задачи по поддержанию ценовой стабильности и привести к получению дополнительных доходов через непрофильные виды деятельности, такие как операции с золотом на международных рынках. МВФ настоятельно призывает прекратить эту практику и придерживаться норм Конституционного закона о Национальном банке КР, касающихся его капитала.Отдельно обсуждаются и вопросы цифровых активов. Эксперты подчеркивают необходимость изучения законодательных инициатив в этой области. Хотя цифровой сом может улучшить финансовую доступность и инклюзивность, его внедрение должно основываться на надежных мерах регулирования и кибербезопасности.
Торговля криптоактивами и создание криптобанков могут создать системные риски из-за высокой волатильности криптоактивов и угроз, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также мошенничеством.
Следует избегать предоставления криптоактивам статуса законного платежного средства для защиты денежно-кредитного суверенитета и стабильности, а также для обеспечения защиты прав потребителей.Регуляторная база должна учитывать стандарты Базельского комитета по банковскому надзору для криптоактивов, включая требования по капиталу с учетом рисков, эффективное управление рисками и четкую категоризацию и отчетность по криптоактивам.
Что касается общего состояния финансового сектора, то системные риски находятся под контролем, однако наблюдение со стороны регуляторов остается оправданным в условиях возросшей неопределенности.
"Банки обладают достаточным капиталом и ликвидностью, однако доля проблемных кредитов превышает 10% от общего объема кредитов, что может свидетельствовать о наличии уязвимостей. Несмотря на высокие процентные ставки, спрос на потребительские кредиты значительно увеличивается. Меры, такие как создание контрциклических буферов капитала, ограничение соотношения кредита к стоимости и усиление требований к ликвидности, могут помочь снизить риски и обеспечить устойчивость к экономическим потрясениям. Для поддержки развития рынка ценных бумаг законодательство о капитальных рынках должно соответствовать международным стандартам", - заключили представитеи МВФ.
Необходимость ускорения реформ
Для поддержания высоких темпов роста необходимо ускорить структурные реформы, направленные на улучшение управления государственными предприятиями, стимулирование конкуренции, развитие рынков труда и устранение климатических рисков. Антикоррупционная стратегия властей на 2025-2030 годы подчеркивает важность всесторонних правовых и институциональных реформ в борьбе с коррупцией. МВФ полагает, что при должном внедрении эта стратегия может создать прочную основу для более устойчивой и динамичной экономики.Также эксперты выделили несколько ключевых моментов по итогам своего визита в Кыргызстан.
- Разработка комплексной стратегии управления госимуществом важна для определения политических целей правительства в отношении государственных предприятий и принятия решений о том, какие из них сохранить, а какие продать.
- Важность верховенства закона, защиты прав собственности, недопустимости государственных монополий и содействия конкуренции для укрепления доверия к государственным учреждениям и улучшения делового климата для привлечения частных инвестиций и инноваций.
- Реформы, направленные на повышение гибкости рынка труда, сокращение гендерного разрыва, расширение профессиональной подготовки и улучшение систем социальной защиты, будут способствовать более инклюзивному экономическому росту. Инвестиции в устойчивую энергетику и инфраструктуру, а также в здравоохранение и образование крайне важны для повышения устойчивости к климатическим рискам.
Обсудим?
Смотрите также: