КЫР
Главные новости » Экономика » Перспективы Кыргызстана стать сухопутным аналогом Суэцкого канала
Экономика

Перспективы Кыргызстана стать сухопутным аналогом Суэцкого канала

424
Перспективы Кыргызстана стать сухопутным аналогом Суэцкого канала
Фото из интернета. Омурбек Текебаев, посол КР в ФРГ.
Известная цитата Наполеона Бонапарта: «География — это судьба», отражает суть каждого государства, которое в зависимости от своего местоположения обретает уникальные черты, определяющие его развитие. Однако бывают исторические моменты, когда судьба страны может кардинально измениться, и даже менее выгодные географические условия могут открыть неожиданные возможности.

Кыргызстан, находящийся в самом сердце Евразии, долгое время оставался в состоянии логистической и геополитической изоляции, несмотря на свое стратегическое расположение.

В условиях современных глобальных изменений в транспортной и экономической сферах Кыргызстан получает уникальный шанс: географические и политические факторы начинают синхронизироваться, и мировая логистика все чаще рассматривает Кыргызскую Республику как важный узел, а не просто окраину.

Поддержка Европы для нового евразийского транзита


В прошлом году в Брюсселе прошел форум Global Gateway, где собрались представители стран ЕС, Центральной Азии, Кавказа и Турции. Основное внимание было уделено Среднему коридору — Транскаспийскому маршруту, который соединяет Китай, Центральную Азию и Европу.

Заместитель председателя Еврокомиссии Валдис Домбровскис сообщил о намерении ЕС инвестировать 20 миллиардов евро, а к 2027 году накопить до 300 миллиардов евро для развития инфраструктуры. В начале апреля 2025 года в Самарканде, на первом саммите ЕС — Центральная Азия, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о выделении 12 миллиардов евро для развития региона в рамках Global Gateway.
Приоритетными направлениями станут транспорт, критическое сырьё, зелёная энергетика и цифровизация.
Таким образом, Европа готова вкладывать средства в логистику, и Кыргызстан, благодаря своему расположению, имеет реальный шанс стать естественным мостом между промышленными центрами Китая и Европы.

Инициативы в логистике и старт строительных работ


В феврале 2025 года в Гамбурге прошел форум «Новые маршруты — новые рынки», на котором кыргызская делегация, возглавляемая министром транспорта Абсаттаром Сыргабаевым, представила ключевые логистические инициативы страны. Одним из самых обсуждаемых проектов стала железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУ).

Решение о строительстве этой дороги принималось долго и с трудом. Однако 6 июня 2024 года в Пекине было подписано межправительственное соглашение о строительстве магистрали. А уже 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде состоялся официальный запуск строительства с участием президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова и делегаций из Китая и Узбекистана.

Фото пресс-службы президента КР. Официальный запуск строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан в селе Тош-Кутчу Джалал-Абадской области. 27 декабря 2024 года.
Длина железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан составит 523 километра, из которых 165 километров проходит по территории Китая, 305 километров — по Кыргызстану и 53 километра — по Узбекистану.

С точки зрения инженерии, самый сложный участок будет находиться на кыргызской территории, где предстоит построить 42 моста, 25 тоннелей и около 20 железнодорожных станций.
Общая стоимость проекта оценивается в 8 миллиардов долларов, из которых на кыргызский участок дороги планируется выделить от 5 до 6.5 миллиарда долларов.
По прогнозам, после запуска ККУ объем грузопотока по этому маршруту к 2030 году составит до 800 тысяч TEU и около 20 миллионов тонн грузов в год. Реализация этого масштабного проекта сократит время доставки грузов с 30–40 до 7–10 дней и значительно снизит затраты на транспортировку. Ожидается, что бюджет Кыргызстана получит от 200 до 300 миллионов долларов в год.

Кыргызстан: от транзита к ключевому звену новой оси


Ранее маршрут ККУ рассматривался как часть Среднего коридора Китай — Кавказ — Европа, но теперь он становится центральной частью новой евразийской логики — Север — Юг.

В условиях санкций против России и геополитических рисков, связанных с морскими маршрутами через Малаккский, Ормузский и Суэцкий проливы, континентальная ось Север — Юг становится приоритетной. Кыргызстан превращается из транзитной зоны в важное звено, связывающее Китай, Индостан и Ближний Восток. Железнодорожная магистраль через Кыргызстан и Центральную Азию, ведущая к Индийскому океану, Южной Азии и Ближнему Востоку, становится не просто транспортным маршрутом, а важным элементом стратегической безопасности КНР и ключом к устойчивому выходу на глобальные рынки, включая Африку.

Север – Юг: от российской модели к новой евразийской архитектуре


Традиционно маршрут Север — Юг воспринимался как российская инициатива, проходящая через Каспий, Кавказ или Туркменистан. В настоящее время формируется новая евразийская сеть, в которую Кыргызстан интегрируется как самостоятельный геоэкономический игрок.

Суть нового приоритета заключается в том, что маршрут ККУ способен соединить западный и внутренний Китай с рынками Индостана, включая Индию, Пакистан и Бангладеш, а также с ближневосточными странами.
Этот макрорегион охватывает более двух миллиардов потребителей и становится новым центром мировой экономической динамики.
Таким образом, Кыргызстан перестает быть просто коридором и становится ключевым узлом новой евразийской артерии — сухопутным мостом между Севером и Югом континента. Различия между подходами Восток — Запад и Север — Юг не только логистические, но и геополитические. В первом случае Кыргызстан рассматривается как альтернатива на маршруте между Китаем и Европой, а во втором — как незаменимое звено между двумя центрами мирового роста, обладающее собственной политической и экономической ценностью.

Кыргызстан как сухопутный Суэц XXI века


Природные барьеры, такие как Гималаи, Памир, Тибет, Индикуш и Тянь-Шань, разделяют Китай и Южную Азию на протяжении веков.

Кыргызстан становится единственным сухопутным логистическим коридором, способным обойти эти преграды. Как Суэцкий канал связал Европу и Индию, так и маршрут через Кыргызстан может соединить две крупнейшие экономические и демографические силы XXI века — Китай и Южную Азию, создавая сухопутный эквивалент Суэца в самом сердце Евразии.

Преимущества и эффекты реализации


По состоянию на 2023 год, товарооборот между Китаем и Индией составил 136.2 миллиарда долларов, а грузопоток превысил 40 миллионов тонн, с прогнозом роста до 60–70 миллионов тонн к 2030 году.

Для Кыргызстана проект ККУ станет выгодным во всех отношениях. Только от транзита по маршруту Север — Юг страна, по самым скромным оценкам, получит сотни миллионов долларов в год, а также более 10 тысяч новых рабочих мест, новые логистические кластеры, индустриальные хабы и свободные экономические зоны вдоль всего маршрута. Кроме того, железная дорога обеспечит рост ВВП на 2–3% ежегодно.

Что нужно для реализации потенциала?


Чтобы вовремя воспользоваться открывшимися возможностями, Кыргызстан должен создать дипломатическую коалицию с Китаем, Узбекистаном, Индией, Ираном и государствами Залива и активно участвовать в инициативах Global Gateway, INSTC и «Один пояс — один путь». Также следует уже сейчас начать гармонизацию национального законодательства с международными нормами транзита и обеспечить таможенную совместимость и цифровую прослеживаемость грузов.
Кроме того, важна работа над инфраструктурными проектами по маршруту железной дороги и привлечение инвестиций, технологий и логистических операторов.
Еще один критически важный аспект — это интеграция Афганистана в евразийские транспортные сети. Без этого проект Север — Юг останется незавершенным.
Мирный и интегрированный Афганистан — это не только политическая цель, но и геоэкономический катализатор, от которого зависит стабильность всего региона.

В заключение, стоит отметить, что с запуском железной дороги по маршруту Китай — Кыргызстан — Узбекистан Кыргызская Республика перестает быть лишь географическим мостом и становится важным элементом новой евразийской структуры. Так же, как Суэц и Панама изменили морскую карту, железная дорога через Кыргызстан способна изменить континентальную торговлю Евразии.

Исторические возможности не терпят ожидания. Будущее уже на пороге. Осталось только открыть дверь.

Автор: Посол Кыргызской Республики в Федеративной Республике Германия О.Ч. Текебаев.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК