На газификацию Минфин выделяет госбанкам почти 26 млн сомов для льготного кредитования под 3%
28 апреля Кабинет министров издал распоряжение, в котором указано следующее:
Министерству финансов:
- выделить 25 млн 840 тыс. сомов для субсидирования процентных ставок ОАО «Айыл Банк» и «Элдик Банк» с целью осуществления данного проекта.
Финансирование будет осуществлено за счет средств, предусмотренных законом «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов».
- предусмотреть финансирование проекта на следующий год (второй транш субсидий).
Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора, а также Гидрометеорологической службе
- осуществить мониторинг выбросов вредных веществ в атмосферу как до начала, так и по завершении проекта.
Мэрии города Бишкек и аппарату полномочного представителя президента в Чуйской области
- провести информирование и разъяснительную работу среди населения о проекте.
Банкам, участвующим в проекте,
- не взимать комиссии и другие сборы при кредитовании предприятий, задействованных в реализации проекта.
Министерству энергетики совместно с банками и ОсОО «Газпром Кыргызстан» (по согласованию)
- проанализировать эффективность проекта по его завершении.
Проект «Льготное финансирование по газификации города Бишкек и Чуйской области Кыргызской Республики - 3»
Глава 1. Основные положения
1. Цель проекта «Льготное финансирование по газификации города Бишкек и Чуйской области Кыргызской Республики - 3» заключается в государственной поддержке, направленной на повышение уровня газификации региона, включая подключение к природному газу, приобретение газовых котлов и других необходимых материалов через доступные льготные кредиты.
2. Срок выполнения проекта составит 24 месяца.
3. Общая стоимость проекта оценивается в 200 млн сомов.
4. Финансирование будет осуществляться из:
- республиканского бюджета Кыргызской Республики;
- средств открытых акционерных обществ «Айыл Банк» и «Элдик Банк».
5. Ожидаемая дата начала реализации проекта - апрель 2025 года.
6. Ответственные за выполнение:
- мэрия города Бишкек;
- полномочный представитель президента Кыргызской Республики в Чуйской области;
- Министерство финансов Кыргызской Республики;
- Министерство энергетики Кыргызской Республики;
- банки;
- общество с ограниченной ответственностью «Газпром Кыргызстан» и другие организации, задействованные в проекте.
7. Описание проекта. В течение 2025 года банки будут предоставлять финансовые средства населению, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для подключения к газу и приобретения газовых котлов.
8. Кабинет Министров Кыргызской Республики осуществляет субсидирование расходов банков из республиканского бюджета на соответствующие годы для размещения кредитов и финансирования по льготным процентным ставкам.
9. Условия предоставления кредитов и финансирования будут определены в соответствии с нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики и внутренними документами банков.
10. Все риски, связанные с возвратом выданных кредитов, несут банки, а отбор заемщиков осуществляется согласно их внутренним процедурам.
11. Банки обязаны строго соблюдать условия и требования проекта.
12. Условия кредитования для участников проекта следующие:
- субъекты финансирования: физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели;
- объекты финансирования: жилая и коммерческая недвижимость;
- направление: газификация включает СМР (строительно-монтажные работы), установку/приобретение газовых котлов, закупку расходных материалов, рефинансирование ранее полученных кредитов на газификацию;
- сумма: до 150 000 сомов включительно;
- срок кредита: 12 или 24 месяца;
- обеспечение: без залога;
- конечная процентная ставка: 3 процента годовых;
- ставка субсидирования: 17,81 процента годовых;
- льготный период: отсутствует.
Глава 2. Процесс реализации проекта
13. Банки обязаны предоставлять Министерству финансов Кыргызской Республики информацию о объемах кредитования, при этом ставка субсидирования не должна превышать 17,81 процента годовых.
14. Для обеспечения информированности населения о проекте банки, задействованные в его реализации, должны публиковать условия кредитования в СМИ, на информационных стендах и на официальных сайтах.
15. Для получения субсидий банки ежегодно подают в Министерство финансов Кыргызской Республики заявку на субсидирование, указывая фактическую сумму кредитования и срок за прошлый год.
16. Министерство финансов производит расчет суммы субсидий на основании расчетных коэффициентов и составляет финансовый план на соответствующий год для перечисления транша субсидий банкам.
17. Транши субсидий будут перечисляться на расчетные счета банков из средств республиканского бюджета.
18. Участвующие в проекте банки еженедельно предоставляют Министерству финансов Кыргызской Республики, мэрии города Бишкек и полномочному представителю президента Кыргызской Республики в Чуйской области информацию о выданных кредитах.
19. Для своевременного освоения средств проекта Министерство финансов имеет право в одностороннем порядке перераспределить лимит средств проекта среди банков.
Глава 3. Расчет субсидий
20. Для покрытия расходов банков при предоставлении субсидий по процентным ставкам применяются следующие расчетные коэффициенты:
1) для кредитов со сроком до 24 месяцев, выдаваемых субъектам, расчетный коэффициент субсидирования составляет 18,55. Из них часть субсидий перечисляется в 2025 году по коэффициенту 12,92, а часть - в 2026 году по коэффициенту 5,63;
2) для кредитов со сроком на 12 месяцев, выдаваемых субъектам, расчетный коэффициент субсидирования составляет 9,65. Из них субсидии перечисляются в 2025 году по коэффициенту 9,65;
3) процентная ставка для конечного получателя составляет 3 процента годовых.
21. Ежегодная сумма субсидирования рассчитывается Министерством финансов Кыргызской Республики. Коэффициент субсидирования может варьироваться в зависимости от срока кредита, однако ставка субсидирования в 17,81 процента годовых остается неизменной.
Глава 4. Перечисление субсидий
22. Суммы субсидий, рассчитанные по формуле, будут перечисляться банкам Министерством финансов Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета в два транша, в том числе:
1) первый транш - на сумму фактически выданных банками кредитных средств за прошедший год, перечисление субсидий осуществляется в конце каждого года;
2) второй транш - по истечении 365 дней с момента выдачи первого транша.
23. Участвующие в проекте банки обязаны в течение года после получения первого транша, а также в течение года после получения второго транша предоставить Министерству финансов Кыргызской Республики подробную информацию о досрочных погашениях, включая сумму, дату и количество заемщиков, осуществивших такие погашения.
Для получения второго транша субсидий банки должны подавать заявки с учетом досрочно погашенных кредитов. Ответственность за достоверность представленных данных по выданным и досрочно погашенным кредитам несут банки.
Глава 5. Риски и угрозы
24. В процессе реализации проекта существует риск нецелевого использования средств со стороны получателей льготных кредитов.
25. Минимизация указанного риска осуществляется банками в соответствии с установленными правилами.
26. В случае нецелевого использования кредита процентная ставка будет установлена согласно действующим ставкам кредитных продуктов банка, выданных из его собственных ресурсов, начиная с даты выдачи кредита. Банки обязаны вернуть ранее перечисленные суммы субсидий в полном объеме в Министерство финансов Кыргызской Республики.
27. Для минимизации риска необоснованного получения субсидий коммерческими банками:
1) мэрия города Бишкек и полномочный представитель президента Кыргызской Республики в Чуйской области осуществляют контроль за целевым использованием выданных кредитов;
2) в случае выявления фактов намеренного нецелевого использования субсидируемых кредитных средств банки должны вернуть Министерству финансов Кыргызской Республики полученные суммы субсидий в полном объеме.
28. При возникновении риска невозврата кредитов заемщиками из-за природных катастроф банки принимают меры по его минимизации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6. Контроль целевого использования кредитных средств
29. Для поддержания контроля за целевым использованием кредитных средств банки после выдачи льготного кредита обязаны запрашивать у заемщиков подтверждение о подключении к газу от ОсОО «Газпром Кыргызстан» в рамках льготного финансирования по газификации согласно приложению.
Глава 7. Оценка эффективности проекта
30. Для оценки эффективности использования льготных кредитных средств банки и ОсОО «Газпром Кыргызстан» по итогам реализации проекта в конце года представляют в Министерство энергетики Кыргызской Республики агрегированную информацию о целевом использовании заемщиками кредита по следующим ключевым показателям (до и после выдачи кредита):
- количество абонентов, подключенных в результате реализации проекта;
- число адресов/жилых массивов/районов.
Обсудим?
Смотрите также: