Экономист проанализировала рост госрасходов в Кыргызстане на соответствие закону Вагнера и гипотезе Вайзмана-Пикока
Каждый год Кыргызстан, как развивающееся государство с открытой экономикой и ограниченной налоговой базой, сталкивается с вопросом: как финансировать социальные обязательства, инфраструктурные проекты и государственное управление, при этом сохраняя макроэкономическую стабильность?
В мировой экономической теории выделяют две значимые концепции, объясняющие прирост государственных расходов: закон Вагнера и гипотезу Вайзмана-Пикока, которые, несмотря на своё появление в XX веке, остаются актуальными на фоне современных кризисов, таких как пандемия COVID-19.
Экономист решила оценить применимость этих теорий к ситуации в Кыргызстане.
Закон Вагнера: расходы растут в унисон с экономикой
Этот закон был выдвинут немецким экономистом Адольфом Вагнером, который утверждал, что с развитием общества расходы государства увеличиваются быстрее, чем национальный доход. Это связано с усложнением функций государства и растущей потребностью в общественных благах.
Вагнер выделял три ключевых направления роста:
Политико-правовая функция — укрепление административных и судебных структур;
Расходы на культуру и образование — инвестиции в науку и искусство;
Социальные расходы — поддержка здравоохранения и социальных программ.
Основной вывод, вытекающий из закона Вагнера: доля государственных расходов в ВВП имеет тенденцию к увеличению в долгосрочной перспективе.
Гипотеза Вайзмана-Пикока: скачкообразный рост расходов
Иное мнение было высказано британскими экономистами Аланом Пикоком и Джеком Вайзманом в 1961 году, когда они исследовали послевоенные бюджетные тенденции в Великобритании. Они заметили, что расходы растут неравномерно и скачком, что происходит в ответ на необычные события, такие как войны или экономические кризисы.
Их гипотеза основывается на трех основных эффектах:
Эффект вытеснения — в условиях кризиса расходы резко увеличиваются, что вытесняет предыдущий уровень трат;
Эффект выявления — новые задачи, выявляемые в кризисной ситуации, становятся актуальными и в мирное время;
Эффект концентрации — растущие расходы сосредотачиваются в руках центрального правительства, что усиливает его влияние.
Данные о Кыргызстане: результаты анализа
Для проверки этих гипотез экономист использовала статистику о ВВП и государственных расходах Кыргызской Республики за период с 2012 по 2024 год.
Расходы представлены в миллиардах сомов:
Год | ВВП | Госрасходы | Доля госрасходов в ВВП |
2012 | 320,0 | 142,5 | 44,5% |
2013 | 350,0 | 154,8 | 44,2% |
2014 | 390,0 | 182,5 | 46,8% |
2015 | 430,0 | 196,1 | 45,6% |
2016 | 480,0 | 216,5 | 45,1% |
2017 | 520,0 | 229,6 | 44,2% |
2018 | 550,0 | 221,7 | 40,3% |
2019 | 600,0 | 239,6 | 39,9% |
2020 | 639,7 | 247,7 | 38,7% |
2021 | 782,9 | 313,1 | 40,0% |
2022 | 1 020,7 | 443,1 | 43,4% |
2023 | 1 333,7 | 574,5 | 43,1% |
2024 | 1 523,2 | 602,0 | 39,5% |
Первый взгляд на данные показывает, что экономика Кыргызстана подтверждает идею о росте ВВП, который увеличился почти в пять раз за 12 лет — с 320 миллиардов до 1 523 миллиардов сомов. Однако доля государственных расходов в ВВП не только не возросла, но и снизилась с 44–46% в 2012–2016 годах до 39,5% в 2024 году.
Возможные причины этого явления:
- Сдержанная бюджетная политика;
- Ограниченная налоговая база;
- Давление со стороны международных кредиторов;
- Приоритет внешней помощи и трансфертов.
Таким образом, Кыргызстан не демонстрирует выраженный эффект Вагнера: хотя расходы растут в абсолютных значениях, их доля в экономике остаётся стабильной или даже снижается.
Ключевым моментом является 2020 год. Во время пандемии COVID-19 ВВП страны снизился на 2,2%, но, несмотря на это, государственные расходы не только не уменьшились, но и продолжили расти в 2021–2024 годах. Так, с 2019 по 2024 год расходы увеличились с 239,6 миллиарда до 602,0 миллиарда сомов.
Это подтверждает эффект вытеснения: пандемия потребовала от государства увеличения расходов на здравоохранение, субсидии, цифровизацию и поддержку бизнеса, которые остались на новом уровне даже после окончания кризиса.
Кроме того, наблюдается эффект выявления, так как государство активизировало инвестиции в цифровую инфраструктуру, дистанционное обучение и социальную защиту, что требует устойчивого финансирования и стало частью нового бюджета.
Гипотеза Вайзмана-Пикока хорошо объясняет скачкообразный рост бюджета Кыргызстана после пандемии.
Необходимо учитывать также политико-экономический контекст:
- В Кыргызстане в 2020–2021 годах произошла смена власти, что обычно ведёт к увеличению бюджетных обязательств;
- Активизация сотрудничества с Россией и Китаем привела к новым инвестициям и субсидиям;
- Увеличение влияния международных финансовых организаций (таких как Всемирный банк, АБР, ЕАБР), что отразилось на структуре бюджета;
- Продолжающаяся реформа государственного управления требует капиталовложений в создание цифровых платформ.
Все эти факторы делают поведение расходов более чувствительным к внешним и политическим шокам, что подтверждает теорию Вайзмана-Пикока.
В результате анализа выясняется, что Кыргызстан больше соответствует логике гипотезы Вайзмана-Пикока, чем закону Вагнера. То есть, государственные расходы в республике не растут пропорционально экономике, а реагируют скачками на кризисы, такие как пандемия, политические изменения или международное давление.
Эти выводы крайне важны для разработки фискальной политики. Если государство не создаёт механизмы управления резкими колебаниями расходов, это может привести к дефициту бюджета, инфляции и увеличению внешнего долга.
Рекомендации:
- Увеличить прозрачность и подотчётность государственных расходов, особенно в посткризисный период;
- Использовать кризисы как возможность для структурной модернизации, а не только для увеличения расходов;
- Следовать гибкой бюджетной политике, готовой к адаптации в случае возникновения шоков.
Обсудим?
Смотрите также: