Новая трасса между Алматы и Чолпон-Атой откроет туристический и торговый коридор между двумя странами
«Мы не просто строим дорогу, а задаём новый вектор для развития региона»
Строительство новой автодороги между Казахстаном и Кыргызстаном — это не просто проект по улучшению транспортной инфраструктуры. Это символ будущего, который объединяет страны с общей историей, культурой и экономическими интересами.
В 2025 году Казахстан и Кыргызстан реализуют долгожданный проект, который обсуждался на протяжении многих лет: новый маршрут, соединяющий Алматы с Иссык-Кулем, наконец, станет реальностью.
Революция для региона
Существующий путь от Алматы до Иссык-Куля через Бишкек занимает около 7,5 часов. Новый маршрут позволит сократить это расстояние почти вдвое — до 280 км, а время в пути уменьшится до 4,5 часов. Это не только удобно для туристов, но и важно для бизнеса и грузоперевозок: каждый сэкономленный час означает снижение логистических расходов и повышение конкурентоспособности производителей.
По словам посла Казахстана в Кыргызстане Рапиля Жошыбаева, «проект является не просто улучшением инфраструктуры, а шагом к развитию наших экономических и гуманитарных отношений. Мы создаём не только дорогу, а новый вектор для развития региона».
Однако сокращение расстояния — это не единственное преимущество нового маршрута. Он пройдет через Узын-Агаш, Кастек, Кемин, Михайловку и Чолпон-Ату, охватывая как развитые, так и перспективные районы для сельского хозяйства, логистики и пограничной торговли. Таким образом, новая дорога не только соединяет два популярных туристических направления, но и способствует экономическому росту в новых регионах.
Коридор развития, а не просто дорога
Одним из значительных аспектов проекта является его интеграция в более широкий логистический контекст. Вблизи новой трассы планируется создание современного индустриального торгово-логистического комплекса (ИТЛК) на границе, а также оптово-розничного центра в Алматинской области. Эти объекты создадут полноценный перерабатывающий и дистрибьюторский хаб между двумя государствами.
В рамках проекта также будут модернизированы и открыты новые контрольно-пропускные пункты (КПП), включая КПП «Аксу – Камышановка», что позволит разгрузить текущий КПП «Карасу – Ак-Тилек», через который проходит до 70% автогрузового трафика. Это не просто техническое улучшение, а стратегический шаг к снижению административных барьеров и ускорению товарооборота.
«Создание новых КПП — ключевой аспект для развития двусторонней торговли», — подчеркивает посол Жошыбаев. — «Мы стремимся обеспечить максимально комфортные и быстрые условия для бизнеса и граждан, чтобы укрепить экономическую интеграцию».
Туризм как двигатель экономики
Иссык-Куль является популярным местом для туристов, и его доступность непосредственно влияет на поток посетителей. Сокращение времени в пути почти в два раза, вероятно, приведёт к увеличению числа поездок, особенно среди жителей Алматы и южных регионов Казахстана. Ожидается, что количество туристов может удвоиться в ближайшие годы — с 800 тысяч до 1,5–2 миллионов в год.
Кроме того, вдоль нового маршрута планируется развивать придорожную инфраструктуру: от ферм и ресторанов до горнолыжных и велосипедных трасс. Это создаст стимулы для развития малого и среднего бизнеса, особенно в приграничных зонах.
Масштабный эффект: для аграриев, промышленников и энергетиков
С введением в эксплуатацию альтернативного маршрута «Север–Юг» в Кыргызстане новая дорога к Алматы может стать важным направлением для экспорта свежих овощей и фруктов в центр Казахстана и Россию. Фермеры получат возможность выходить на новые рынки без посредников и с минимальными логистическими затратами.
Кроме того, страны работают над проектом строительства ферросплавного завода в Таш-Кумыре (Джалал-Абадская область) и продолжают сотрудничество в сфере энергетики: Камбаратинская ГЭС, солнечные электростанции и малые ГЭС. Эти проекты логически связаны с новой транспортной инфраструктурой.
Стратегический шаг
Проект изначально задумывался как государственно-частное партнёрство. Это означает, что государство будет поддерживать строительство, а частные инвесторы получат возможности и контроль за эксплуатацией в рамках концессии.
Как отметил посол Рапиль Жошыбаев, «данный проект — не просто экономическая связь, а вектор стратегического партнёрства между Казахстаном и Кыргызстаном. Мы нацелены на увеличение товарооборота с 1,6 до 3 миллиардов долларов, и новая дорога является необходимым условием для достижения этой цели».
Автодорога, соединяющая Алматы и Иссык-Куль, представляет собой проект, объединяющий интересы инвесторов, фермеров, туристов, государственных учреждений и региональных стратегов. Это не просто маршрут, который сокращает расстояния, но и мост между экономическим потенциалом и его реализацией.
«Если Центральная Азия стремится стать единым экономическим пространством», — заключил посол Жошыбаев, — «то подобные проекты должны стать нормой, а не исключением. Это наше общее будущее».
Фото: www
Обсудим?
Смотрите также: