Недобросовестный бизнес продолжает не платить налоги: что предлагают чиновники
Как пояснили в министерстве, основная цель данного проекта — тестирование фискального программного обеспечения, которое должно соответствовать установленным требованиям и обеспечивать передачу данных.
Ключевым аспектом является внедрение системы, позволяющей передавать фискальные данные, что будет частью общей электронной системы фискализации налоговых процессов.
В Минэкономики подчеркивают необходимость усиления контроля со стороны налоговых органов в отношении администрирования информации о налогоплательщиках через следующие мероприятия:
- установка налоговых постов;
- проведение рейдовых налоговых проверок;
- организация контрольных закупок для проверки выдачи контрольно-кассовых чеков.
По данным на начало 2025 года, в республике уже было установлено 364 налоговых поста на предприятиях, а рейдовые проверки охватили 6 708 налогоплательщиков, среди которых у 4 569 были выявлены нарушения налогового законодательства. Контрольные закупки проводились у 2 190 бизнесменов, и у 1 364 из них также были выявлены нарушения в части применения контрольно-кассовой техники (ККМ), — сообщили в ведомстве.
Однако чиновники отмечают, что в последнее время поступают жалобы от предпринимателей на увеличение числа проверок со стороны налоговых органов, что вызывает недовольство среди бизнес-сообщества.
«Тем не менее, в ходе проверок ГНС выявила случаи, когда контрольно-кассовые чеки, выданные налогоплательщиками, не соответствуют документам, представленным для оплаты. Например, ежедневные отчеты программного обеспечения учета товаров не совпадают с Z-отчетами от ККМ. Кроме того, во время работы налоговых постов служба определяет выручку налогоплательщика и устанавливает среднедневные показатели, однако после снятия поста налогоплательщики часто намеренно занижают свою выручку, что приводит к недополучению налогов в бюджет», — говорится в справке-обосновании.
Министерство экономики также сообщает, что многие предприниматели используют параллельные системы учета: одна для внутренних нужд (с реальными данными), а другая — для налоговых органов (с искаженными показателями). Это создает возможности для сокрытия выручки и занижения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, приводит к недопоступлению средств в бюджет.
К тому же, многие предприятия применяют нелицензионные или модифицированные версии учетных систем, что затрудняет полноценный контроль со стороны государственных органов. Эти версии могут быть изменены для сокрытия операций и обхода фискальных механизмов.
Несмотря на это, количество предпринимателей, использующих программные средства учета, продолжает расти, так как автоматизация значительно упрощает процесс обмена информацией между различными подразделениями, а также облегчает формирование счетов и выдачу чеков, подсчет позиций в прайс-листах и ведение внутренней статистики.
В рамках пилотного проекта обязательными участниками станут предприятия в Бишкеке и Оше, предоставляющие услуги ресторанов и баров (с количеством мест более 200 и/или площадью свыше 300 квадратных метров), гостиницы и автозаправочные станции, занимающиеся продажей горюче-смазочных материалов. Остальные предприятия могут участвовать на добровольной основе.
По итогам пилотного проекта планируется внедрение поэтапного обязательного применения фискального программного обеспечения со следующими запретами на использование неаккредитованного программного обеспечения, которое не соответствует установленным требованиям.
Обсудим?
Смотрите также: