КЫР
Главные новости » Экономика » Запрет на вывоз угля ударил по экспортерам из южных районов Кыргызстана
Экономика

Запрет на вывоз угля ударил по экспортерам из южных районов Кыргызстана

134
Запрет на вывоз угля ударил по экспортерам из южных районов Кыргызстана
Фото из интернета. Запрет на вывоз угля ставит под угрозу экспорт с юга — вагоны не подают, склады полны
С 1 июля 2025 года в Кыргызстане введен временный запрет на вывоз угля с помощью автотранспорта. Это решение было принято правительством страны, согласно которому вывоз угля с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2701 и 2702 будет запрещен на срок до шести месяцев, за исключением пунктов пропуска «Иркештам — автодорожный» и «Торугарт — автодорожный». Подписал данный документ председатель кабинета министров Адылбек Касымалиев.

Запрет оказал значительное влияние на экспортёров из южных районов республики. Представители угольных компаний отметили, что раньше они использовали автотранспорт для поставок в Узбекистан, но теперь, после введения ограничений, основной объем продукции начали отправлять железнодорожным транспортом, который оказался неэффективным из-за нехватки вагонов.

«Парк вагонов у «Кыргыз темир жолу» крайне мал. Ранее мы пользовались узбекскими вагонами, но теперь по неизвестной причине их перестали пропускать в Кыргызстан. Внутренних ресурсов не хватает. Например, одной компании необходимо 200 вагонов в месяц, а в наличии всего 50–60», — объясняют экспортеры.
По их словам, склады переполнены, есть заинтересованные покупатели, но осуществить отгрузку невозможно. Уголь в основном поставляется на цементные заводы в Узбекистане, и задержки могут привести к потере контрактов.
Альтернативой остается сотрудничество с ГП «Кыргызкомур», но предприниматели утверждают, что это невыгодно с экономической точки зрения.

«Для вывоза угля на машинах необходимо сотрудничать с «Кыргызкомур». Они берут маржу в размере $2–4 с каждой тонны. При цене в $50 за тонну на границе это сильно ухудшает конкурентоспособность. Казахстан и Таджикистан в таких условиях выигрывают», — утверждают представители компаний.

Кроме того, уголь — это сезонный товар, и задержки в логистике могут привести к срыву всей работы за год. «Мы уже потеряли два месяца. Если ситуация не изменится, рискуем упустить сезон», — подчеркивают экспортеры.

По оценкам предпринимателей, общее количество угля, предназначенного для экспорта из южных регионов Кыргызстана, достигает до миллиона тонн в год. Среди пострадавших — компании «Беш Арча», «Ош-Пирим», «Узген Энергоуголь» и другие, все они сталкиваются с аналогичными проблемами.

В компании «Кыргыз темир жолу», по словам угольщиков, никаких мер по решению данной проблемы не предпринимается. «Ситуация критическая, а никаких действий не происходит. Склады переполнены, вагоны не предоставляются», — заявляют они.
Экспортеры призывают власти к оперативному пересмотру условий запрета или созданию механизмов, позволяющих не потерять ключевые внешние рынки.
Правительство Кыргызстана поставило перед собой приоритетную задачу развития экспортного потенциала страны, что напрямую сказывается на экономическом росте и создании рабочих мест. В этом контексте уголь, добываемый в южных регионах, представляет собой один из главных экспортных товаров, приносящих значительный доход в бюджет и поддерживающих работу множества предприятий.

Однако сложившаяся ситуация и проблемы с организацией железнодорожных перевозок создают серьезные препятствия для стабильного экспорта. Это приводит к потерям в объемах продаж и снижению конкурентоспособности кыргызского угля на международных рынках, что, в свою очередь, негативно сказывается на общих экономических показателях.

24.kg обратилась за комментариями в пресс-службу «Кыргыз темир жолу», но ответа не было получено.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК