Запрет на вывоз угля ударил по экспортерам из южных районов Кыргызстана

С 1 июля 2025 года в Кыргызстане введен временный запрет на вывоз угля с помощью автотранспорта. Это решение было принято правительством страны, согласно которому вывоз угля с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2701 и 2702 будет запрещен на срок до шести месяцев, за исключением пунктов пропуска «Иркештам — автодорожный» и «Торугарт — автодорожный». Подписал данный документ председатель кабинета министров Адылбек Касымалиев.
Запрет оказал значительное влияние на экспортёров из южных районов республики. Представители угольных компаний отметили, что раньше они использовали автотранспорт для поставок в Узбекистан, но теперь, после введения ограничений, основной объем продукции начали отправлять железнодорожным транспортом, который оказался неэффективным из-за нехватки вагонов.
«Парк вагонов у «Кыргыз темир жолу» крайне мал. Ранее мы пользовались узбекскими вагонами, но теперь по неизвестной причине их перестали пропускать в Кыргызстан. Внутренних ресурсов не хватает. Например, одной компании необходимо 200 вагонов в месяц, а в наличии всего 50–60», — объясняют экспортеры.
По их словам, склады переполнены, есть заинтересованные покупатели, но осуществить отгрузку невозможно. Уголь в основном поставляется на цементные заводы в Узбекистане, и задержки могут привести к потере контрактов.
Альтернативой остается сотрудничество с ГП «Кыргызкомур», но предприниматели утверждают, что это невыгодно с экономической точки зрения.
«Для вывоза угля на машинах необходимо сотрудничать с «Кыргызкомур». Они берут маржу в размере $2–4 с каждой тонны. При цене в $50 за тонну на границе это сильно ухудшает конкурентоспособность. Казахстан и Таджикистан в таких условиях выигрывают», — утверждают представители компаний.
Кроме того, уголь — это сезонный товар, и задержки в логистике могут привести к срыву всей работы за год. «Мы уже потеряли два месяца. Если ситуация не изменится, рискуем упустить сезон», — подчеркивают экспортеры.
По оценкам предпринимателей, общее количество угля, предназначенного для экспорта из южных регионов Кыргызстана, достигает до миллиона тонн в год. Среди пострадавших — компании «Беш Арча», «Ош-Пирим», «Узген Энергоуголь» и другие, все они сталкиваются с аналогичными проблемами.
В компании «Кыргыз темир жолу», по словам угольщиков, никаких мер по решению данной проблемы не предпринимается. «Ситуация критическая, а никаких действий не происходит. Склады переполнены, вагоны не предоставляются», — заявляют они.
Экспортеры призывают власти к оперативному пересмотру условий запрета или созданию механизмов, позволяющих не потерять ключевые внешние рынки.
Правительство Кыргызстана поставило перед собой приоритетную задачу развития экспортного потенциала страны, что напрямую сказывается на экономическом росте и создании рабочих мест. В этом контексте уголь, добываемый в южных регионах, представляет собой один из главных экспортных товаров, приносящих значительный доход в бюджет и поддерживающих работу множества предприятий.
Однако сложившаяся ситуация и проблемы с организацией железнодорожных перевозок создают серьезные препятствия для стабильного экспорта. Это приводит к потерям в объемах продаж и снижению конкурентоспособности кыргызского угля на международных рынках, что, в свою очередь, негативно сказывается на общих экономических показателях.
24.kg обратилась за комментариями в пресс-службу «Кыргыз темир жолу», но ответа не было получено.
Обсудим?
Смотрите также: