КЫР
Главные новости » Экономика » Андрей Белов: "Один пояс, один путь" интегрируется с ЕАЭС через Кыргызстан
Экономика

Андрей Белов: "Один пояс, один путь" интегрируется с ЕАЭС через Кыргызстан

296


Грузовые потоки между Китаем и Европой продолжают увеличиваться. Однако эффективность этих перевозок во многом зависит от инновационных решений, внедряемых транзитными странами. В 2025 году особое внимание уделяется Кыргызстану и Туркменистану, которые становятся центрами модернизированного Шёлкового пути. Об этом рассказывает эксперт Андрей Белов.

Как глобальные изменения влияют на транспортный сектор Средней Азии?

Недавние события изменили грузовые маршруты во всем мире. Я считаю, что интерес к Шёлковому пути значительно возрос, и это касается не только Китая. Особенно важными становятся маршруты через Кыргызстан и Туркменистан, их пропускная способность и скорость обработки грузов. Оба государства активно развивают свои электронные платформы.

Кыргызстан разрабатывает систему, которая будет интегрирована с таможенными службами ЕАЭС, чтобы ускорить процесс оформления документов. Туркменистан, в свою очередь, готовит внедрение электронной платформы в порту Туркменбаши для автоматизации учета грузов.

Китай уже внедрил новые технологии, включая Бондовые зоны, которые предоставляют налоговые преференции для экспортеров, позволяя вернуть НДС еще до пересечения границы. В Кыргызстане зона "Нарын" позволяет предварительно очищать грузы до их прибытия на границу, в то время как в Туркменистане аналогичные зоны в Ашхабаде и Туркменбаши обеспечивают временное хранение грузов без пошлин, ускоряя транзит.

Каковы ресурсы, необходимые странам Средней Азии для адаптации к глобальным изменениям?

Пандемия 2020-2022 годов показала, что внедрение определённых технологий может существенно ускорить грузоперевозки и достичь уровня "бесшовной логистики". Такой подход к обработке грузов и сопроводительных документов позволяет сократить время на перегрузки и прохождение границ.

Международные грузоперевозчики часто сталкиваются с необходимостью смены подвижного состава из-за международных правил и визовых ограничений. В Кыргызстане существующие таможенные терминалы значительно уступают китайским и европейским, что негативно сказывается на скорости грузоперевозок. Необходима модернизация терминалов и строительство новых объектов для увеличения объемов перевозок.

Туркменистан развивает инфраструктуру порта Туркменбаши как часть "Серединного коридора", обеспечивая быструю перегрузку грузов на паромы благодаря автоматизации и единой цифровой системе учета.

Кроме того, активно развивается ж/д терминал на станции Акяйла в сотрудничестве с иранским терминалом Инче-Бурун, который является важной частью Восточной ветки МТК "Север-Юг".

Можно ли сохранить качество при увеличении скорости?

Существуют опасения по поводу сохранения качества, однако возможно найти баланс, создав "Зелёные коридоры" Шёлкового пути. Эти коридоры обеспечивают не только экологические стандарты, но и автоматизацию процесса оформления грузов на границах. Внедрение "Зелёных коридоров" позволит значительно сократить время на таможенные процедуры на маршруте Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан. Основой для этого станет единая электронная логистическая платформа, интегрированная с национальными системами, а ключевым инструментом будут электронные навигационные пломбы, которые защищают груз от контрабанды и повреждений. За последние несколько лет страны ЕАЭС внедрили такие пломбы, что исключает влияние человеческого фактора.

Как минимизировать риски при увеличении грузопотоков?

Риски и возможности идут рука об руку. Кыргызстан, как член ЕАЭС, активно участвует в проекте "Единое окно", который объединяет данные таможни, налоговой службы и транспортных компаний, что уменьшает время прохождения границ на 25%. Туркменистан, хотя и не является частью ЕАЭС, тем не менее, синхронизирует свои цифровые системы с международными стандартами, включая электронные сертификаты происхождения.

Страхование грузов также переходит в цифровую плоскость. В Кыргызстане и Туркменистане тестируются смарт-контракты на блокчейне, которые обеспечивают автоматическую выплату страховок при обнаружении нарушений системами учета. Например, повреждение груза при перегрузке в порту Туркменбаши фиксируется системой, и компенсация производится в течение часа.

Какие ключевые точки выделяются на маршрутах Шёлкового пути?

Китайская инициатива "Один пояс, один путь" (ОПОП) интегрируется с ЕАЭС через Кыргызстан, где была построена новая дорога Балыкчи-Ош, которая станет важным элементом транспортного коридора Китай-Европа. Город Балыкчи становится узловой точкой Шёлкового пути в Кыргызстане.

Туркменистан сосредоточен на соединении коридоров "Восток-Запад" (Китай–Европа) и МТК "Север-Юг" (Россия–Иран), где ключевыми узловыми точками становятся порт Туркменбаши и ж/д терминал Акяйла.

Интеграция ОПОП и ЕАЭС в международных грузоперевозках возможна на базе единой электронной логистической платформы, к которой будут подключены все три узловые точки: Балыкчи, Акяйла и Туркменбаши.

В заключение, можно отметить:

Несмотря на различия, Кыргызстан и Туркменистан движутся к созданию единой электронной платформы для узловых точек Шёлкового пути. Кыргызстан акцентирует внимание на интеграции с ЕАЭС, тогда как Туркменистан сосредоточен на цифровизации Каспийских маршрутов.

Тем не менее существуют проблемы: в Кыргызстане - нехватка инвестиций для полной цифровизации горных КПП и недостаточное развитие инфраструктуры в узловых точках Шёлкового пути; в Туркменистане - ограничения, вызванные закрытостью экономики. Однако роль Кыргызстана и Туркменистана в грузоперевозках между Китаем и Европой будет возрастать, особенно учитывая риски других маршрутов, связанных с санкциями.

Таким образом, Шёлковый путь XXI века представляет собой не только инфраструктурные проекты, но и "цифровой мост" Евразии, где даже небольшие страны, такие как Кыргызстан и Туркменистан, становятся важными игроками.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК