Главные новости » Экономика » Власти контролируют ситуацию на топливном рынке и предотвращают дефицит
Экономика

Власти контролируют ситуацию на топливном рынке и предотвращают дефицит

39

В Кыргызстане наблюдается продолжающийся рост цен на горюче-смазочные материалы. В октябре 2025 года стоимость бензина и дизельного топлива на автозаправочных станциях вновь возросла, что вызвало беспокойство у водителей и бизнесменов, которые зависят от транспортных расходов.

Власти контролируют ситуацию на топливном рынке и предотвращают дефицит
Факторы роста цен

По словам Канатбека Эшатова, председателя Ассоциации нефтетрейдеров, основным фактором увеличения цен стало повышение отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах. Россия продолжает оставаться главным поставщиком топлива для Кыргызстана, обеспечивая более 90% импорта ГСМ.

Дополнительные трудности возникли из-за того, что некоторые российские НПЗ находятся на ремонте, в том числе пострадавшие от дроновых атак Украины.

«Спрос на нефтепродукты высок, а запасов стало меньше, поэтому цены продолжили расти. Поставки снизились, и компании израсходуют свои внутренние запасы. В настоящее время все нефтетрейдеры и правительство ищут альтернативных поставщиков ГСМ из Казахстана, Азербайджана, Ирана, ОАЭ, Латвии, Литвы, Китая и других стран. Проводится анализ транспортных расходов. Мы делаем всё возможное, чтобы избежать дефицита ГСМ», - рассказал Эшатов.

На данный момент средняя цена литра бензина марки АИ-92 в Бишкеке составляет 75-76 сомов, АИ-95 – 80 сомов, дизель – также 80 сомов.

Меры государства и угроза дефицита

В связи с увеличением цен на топливо, власти Кыргызстана подтвердили, что ситуация контролируется и принимаются меры для предотвращения дефицита.

По информации Антимонопольной службы при Министерстве экономики, текущие запасы ГСМ могут обеспечить внутренний рынок примерно на месяц.

Адеми Мурзабекова, специалист Антимонопольной службы, сообщила о действующих поставщиках ГСМ:

- ОсОО «Мунай Пром» - по бензину и сжиженному углеводородному газу;

- ОсОО «Альфа Ойл» - по бензину;

- ЗАО «PH-Кыргызнефтепродукт» - по бензину.

Она также уточнила, что эти хозяйственные субъекты не находятся под контролем государства, а их деятельность лишь наблюдается с точки зрения статистики. Поставка ГСМ выполняется в соответствии с соглашениями между министерствами энергетики Кыргызстана и России.

«Индикативный баланс по этому соглашению на 2025 год составляет 1,2 млн тонн бензина и дизельного топлива. Нефтетрейдеры подняли вопрос об увеличении этого объема, учитывая растущий спрос. Также, согласно закону о ценообразовании, между службой и нефтетрейдерами было подписано соглашение, обязывающее обеспечить ценовую доступность и необходимые запасы, чтобы избежать дефицита», - добавила Мурзабекова.

Специалист отметила, что для контроля цен на ГСМ регулярно проводятся встречи с нефтетрейдерами, где обсуждаются актуальные вопросы. Кроме того, проводится ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты в Бишкеке и по стране, а также сравнительный анализ с ценами в странах ЕАЭС.

С начала года цена на АИ-92 выросла на 8,5 сома, АИ-95 – на 6,5 сома, а дизель – на 5,5 сома. В октябре 2024 года АИ-95 стоил 74,4 сома, АИ-92 – 67,4 сома, а дизель – 75,3 сома.

С учетом текущей ситуации, премьер-министр Адылбек Касымалиев провел совещание, по итогам которого были даны поручения государственным органам по усилению контроля за ценами на ГСМ и созданию резервов. Также ранее правительство ввело запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов за пределы ЕАЭС.

Ситуация в Центральной Азии

В соседних Казахстане, Таджикистане и Узбекистане также отмечено повышение цен на ГСМ в октябре. Согласно открытым источникам, в этих странах цены выросли на 3%.

В Казахстане цена АИ-92 и АИ-95 составляет 235-285 тенге, а дизель – 315 тенге за литр. Более низкие цены в Казахстане объясняются налоговой политикой с низкими акцизами, а также субсидированием внутреннего рынка за счет доходов от экспорта нефти. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов и обязательная поставка топлива на внутренний рынок по себестоимости также способствуют снижению цен.

В Таджикистане средняя цена литра бензина в начале октября 2025 года составила около 1,12 доллара США, что делает его самым дорогим в Центральной Азии наряду с Узбекистаном. Это связано с зависимостью от импорта и высокой долей налогов, что увеличивает конечную стоимость.

В Узбекистане цена на ГСМ составляет 1,113 доллара США за литр, при этом страна переходит на высокооктановые марки, такие как АИ-92, отказываясь от низкооктанового бензина Аи-80. Высокие цены являются следствием свободного спроса и предложения на рынке.

В Туркменистане цена на бензин составляет 0,429 доллара США за литр, что делает его одним из самых доступных не только в Центральной Азии, но и в мире. Низкие цены обусловлены богатыми запасами природного газа, используемого для производства топлива, и активным субсидированием со стороны государства, которое также предоставляет владельцам транспорта бесплатные талоны на топливо.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК