Власти контролируют ситуацию на топливном рынке и предотвращают дефицит
В Кыргызстане наблюдается продолжающийся рост цен на горюче-смазочные материалы. В октябре 2025 года стоимость бензина и дизельного топлива на автозаправочных станциях вновь возросла, что вызвало беспокойство у водителей и бизнесменов, которые зависят от транспортных расходов.

По словам Канатбека Эшатова, председателя Ассоциации нефтетрейдеров, основным фактором увеличения цен стало повышение отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах. Россия продолжает оставаться главным поставщиком топлива для Кыргызстана, обеспечивая более 90% импорта ГСМ.
Дополнительные трудности возникли из-за того, что некоторые российские НПЗ находятся на ремонте, в том числе пострадавшие от дроновых атак Украины.

На данный момент средняя цена литра бензина марки АИ-92 в Бишкеке составляет 75-76 сомов, АИ-95 – 80 сомов, дизель – также 80 сомов.
Меры государства и угроза дефицита
В связи с увеличением цен на топливо, власти Кыргызстана подтвердили, что ситуация контролируется и принимаются меры для предотвращения дефицита.
По информации Антимонопольной службы при Министерстве экономики, текущие запасы ГСМ могут обеспечить внутренний рынок примерно на месяц.
Адеми Мурзабекова, специалист Антимонопольной службы, сообщила о действующих поставщиках ГСМ:
- ОсОО «Мунай Пром» - по бензину и сжиженному углеводородному газу;
- ОсОО «Альфа Ойл» - по бензину;
- ЗАО «PH-Кыргызнефтепродукт» - по бензину.

«Индикативный баланс по этому соглашению на 2025 год составляет 1,2 млн тонн бензина и дизельного топлива. Нефтетрейдеры подняли вопрос об увеличении этого объема, учитывая растущий спрос. Также, согласно закону о ценообразовании, между службой и нефтетрейдерами было подписано соглашение, обязывающее обеспечить ценовую доступность и необходимые запасы, чтобы избежать дефицита», - добавила Мурзабекова.
Специалист отметила, что для контроля цен на ГСМ регулярно проводятся встречи с нефтетрейдерами, где обсуждаются актуальные вопросы. Кроме того, проводится ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты в Бишкеке и по стране, а также сравнительный анализ с ценами в странах ЕАЭС.

С учетом текущей ситуации, премьер-министр Адылбек Касымалиев провел совещание, по итогам которого были даны поручения государственным органам по усилению контроля за ценами на ГСМ и созданию резервов. Также ранее правительство ввело запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов за пределы ЕАЭС.
Ситуация в Центральной Азии
В соседних Казахстане, Таджикистане и Узбекистане также отмечено повышение цен на ГСМ в октябре. Согласно открытым источникам, в этих странах цены выросли на 3%.
В Казахстане цена АИ-92 и АИ-95 составляет 235-285 тенге, а дизель – 315 тенге за литр. Более низкие цены в Казахстане объясняются налоговой политикой с низкими акцизами, а также субсидированием внутреннего рынка за счет доходов от экспорта нефти. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов и обязательная поставка топлива на внутренний рынок по себестоимости также способствуют снижению цен.

В Узбекистане цена на ГСМ составляет 1,113 доллара США за литр, при этом страна переходит на высокооктановые марки, такие как АИ-92, отказываясь от низкооктанового бензина Аи-80. Высокие цены являются следствием свободного спроса и предложения на рынке.

Обсудим?
Смотрите также: