В России распространилась дагестанская схема продажи Changan из Кыргызстана
На данный момент в Северном Кавказе и Южном Федеральном округе России активно функционирует полулегальная схема, связанная с импортом и продажей автомобилей, зарегистрированных в Кыргызстане. Продавцы предлагают кроссоверы Changan по цене от 1,2 до 1,5 миллиона рублей. Эти объявления начали появляться даже в центральных регионах страны. По мнению экспертов, высокие тарифы утилизационного сбора, введенные Минпромторгом России, вынуждают граждан искать альтернативные способы обновления своих автомобилей.
Чаще всего объявления о продаже автомобилей с кыргызской регистрацией размещают жители республик Северного Кавказа, включая Дагестан, Ингушетию и Чечню. Также такие предложения можно встретить в Поволжье, Сибири и Северо-Западе России.
В одном из объявлений говорится: "Ассаламу алейкум, братья! Машину привез с Кыргызстана, все документы в порядке, оформлена на моего брата. Находюсь в Грозном, новая машина, автовоз доставил её до Махачкалы, оттуда сам до Грозного", - предлагается кроссовер Changan X5 Plus на одном из популярных сайтов объявлений.
За автомобиль с турбомотором 1.5 мощностью 188 л.с. и роботизированной трансмиссией продавец запрашивает лишь 1,2 миллиона рублей, тогда как его реальная стоимость после растаможки составляет около 2,7-2,9 миллиона рублей.
Мухаммад, житель Махачкалы, разместил объявление о продаже кроссовера Changan Uni-Z без пробега за 1,45 миллиона рублей. Он пояснил, что организовать поставки автомобилей с кыргызской регистрацией ему помогли связи с людьми, проживающими в Кыргызстане и имеющими местное гражданство наряду с российским.
"Мы оформляем машины на дагестанцев, а не на кыргызов. В 20-м Хуторе, где живут дагестанцы, переселенные еще в советское время, у нас есть знакомые. Они всегда на связи, и мы можем быстро оформить доверенность, если это потребуется", - рассказал Мухаммад корреспонденту "Газеты.Ru".
Продавец заверил, что при необходимости можно продлить генеральную доверенность, а также восстановить свидетельство о регистрации автомобиля дистанционно. Более того, он готов оформить сделку через нотариально заверенную расписку.
Ислам, житель Избербаша, также предлагает Changan Uni-Z за 1,57 миллиона рублей и описывает аналогичную схему оформления через генеральную доверенность от гражданина Кыргызстана.
"Доверенность оформляется с правом переоформления. Она действует три года, затем ее можно обновить", - пояснил Ислам корреспонденту "Газеты.Ru".
Он также добавил, что все права будут четко прописаны в генеральной доверенности, а низкая цена обусловлена низкими пошлинами, по которым граждане Кыргызстана могут растаможивать автомобили.
В случае, если бы автомобиль оформлялся на российский учет, его стоимость составила бы около 2,1 миллиона рублей. Возможность перевести его на российский учет может появиться только в случае принятия соответствующего закона, как это было с армянским учетом, отметил продавец.
Что касается популярности Changan, Ислам подчеркнул, что это связано с их разумной ценой, хорошим качеством и современными технологиями.
Кроме того, объявления о продаже автомобилей на кыргызском учете можно встретить и в других регионах России. Например, в Омске предлагается кроссовер Changan X5 Plus 2025 года за 1,25 миллиона рублей, в Чебоксарах – Changan Uni-Z за 1,75 миллиона рублей, а в Санкт-Петербурге – Changan Uni-Z за 1,7 миллиона рублей. Кроме того, встречаются предложения и других марок, таких как Kia и Volkswagen.
Под угрозой
Юридические эксперты выражают сомнения относительно легитимности данной схемы ввоза автомобилей в обход таможенных правил. Как только она наберет достаточную популярность, регуляторные органы могут обратить на неё внимание. Такие ситуации уже имели место с автомобилями из Абхазии и Армении, предупредил адвокат Лев Воропаев.
"Хотя схема уже проверена временем, она может работать лишь временно, пока не поступит команда ГИБДД о привлечении таких водителей к ответственности", - сообщил Воропаев в беседе с "Газетой.Ru".
Он также отметил, что в ситуации с автомобилями из Абхазии никакие доверенности не принимались во внимание, и владельцев таких автомобилей привлекали к ответственности, изымали машины и назначали соответствующие утилизационные сборы.
"Это рискованный шаг, который может закончиться потерей автомобиля, и изъятие автомобиля не покроет все долги перед государством", - добавил юрист.
Потеря прав
Генеральная доверенность не передает права собственности, что дает возможность формальному владельцу забрать автомобиль, как отмечает Максим Шелков, руководитель экспертного центра "Автокриминалист".
"Если машина передана по генеральной доверенности, значит, у неё есть собственник. Он может в любой момент заявить свои права на автомобиль", - объясняет Шелков "Газете.Ru".
Любые действия со стороны формального владельца, независимо от его гражданства, могут повлиять на автомобиль. Кроме того, возможны претензии со стороны таможни, добавляет он.
"Государство, скорее всего, быстро отреагирует на эту ситуацию. В настоящее время подобные лазейки стараются закрыть как можно скорее", - заключил Шелков.
Оба эксперта согласны с тем, что растущая популярность "дагестанской схемы" связана с увеличением тарифов утилизационного сбора, инициированных Минпромторгом России, что заставляет граждан искать обходные пути для приобретения автомобилей.
Обсудим?
Смотрите также:
