Кабмин утвердил проект развития племенного скотоводства в Кыргызстане (текст)
Министерству водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности совместно с государственными банками поручено организовать льготные кредиты и финансирование для субъектов племенного скотоводства в соответствии с принципами ислама.
Министерству финансов также даны следующие указания:
1) согласовать с Комитетом по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша выделение 150 миллионов сомов двум государственным банкам на 2025 год из республиканского бюджета для субсидирования процентных ставок по льготным кредитам для племенных скотоводов;
2) при разработке закона о внесении изменений в республиканский бюджет на 2025 год и плановый период на 2026-2027 годы учесть изменения, вытекающие из данного распоряжения.
4. Рекомендовано государственным банкам:
1) не взимать комиссий и сборов при кредитовании и финансировании субъектов племенного скотоводства, участвующих в проекте;
2) предоставлять Министерству водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Министерству финансов необходимую информацию о реализации распоряжения.
Проект «Развитие племенного скотоводства в Кыргызской Республике»
Глава 1. Общие положения
1. Проект «Развитие племенного скотоводства в Кыргызской Республике» (далее - Проект) устанавливает экономические и организационные условия государственной поддержки субъектов племенного скотоводства, направленные на сохранение и развитие генофонда племенных животных.
Проект также определяет механизмы предоставления льготных кредитов и финансирования в соответствии с исламскими нормами для приобретения и расширенного воспроизводства стада крупного рогатого скота.
2. Основные источники финансирования: республиканский бюджет и средства акционерных обществ «Айыл Банк», «Элдик Банк» (далее - коммерческие банки).
3. Кабинет Министров Кыргызской Республики субсидирует расходы коммерческих банков в размере 150 миллионов сомов на размещение кредитов и финансирование по льготным процентным ставкам.
4. Назначение этих финансовых средств - покрытие операционных расходов коммерческих банков.
5. К субъектам льготного кредитования относятся:
1) племенные заводы и фермы, имеющие статус племенного субъекта согласно постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 мая 2024 года № 221;
2) импортеры, техники-осеменаторы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся приобретением и/или разведением племенного скота.
6. Срок реализации Проекта составляет 60 месяцев, начиная с марта 2025 года.
7. Ответственными исполнителями являются Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерство финансов, Национальный банк и коммерческие банки.
8. В рамках Проекта в 2025 году коммерческие банки будут предоставлять финансирование для развития племенного скотоводства.
В Проекте используются следующие ключевые термины:
государственная регистрация племенных животных - учет сведений о племенных животных в государственной книге и регистре для идентификации и определения их продуктивности;
государственный племенной регистр - свод данных о племенных стадах, управляемый уполномоченным органом;
импортер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся ввозом племенных животных;
племенное хозяйство - субъекты, занимающиеся разведением племенных животных для обеспечения племенных ферм;
племенная ферма - частные хозяйства, осуществляющие выращивание высококлассных племенных животных;
племенное свидетельство - документ, подтверждающий происхождение и продуктивность племенного животного;
племенное животное - зарегистрированное сельскохозяйственное животное для воспроизводства определенной породы;
племенной завод - предприятие, занимающееся разведением чистопородного скота и птицы;
регистрация - внесение данных об идентифицированных животных в реестр;
система идентификации и отслеживания животных - информационная система учета данных о животных;
субъекты племенного скотоводства - племенные заводы, фермы, импортеры и фермерские хозяйства;
техник-осеменатор - специалист, осуществляющий искусственное осеменение;
чистопородное животное - высокопродуктивное животное для получения потомства;
льготное кредитование - средства, предоставляемые на условиях, определенных нормативными актами.
Глава 2. Цели и задачи Проекта
9. Основная цель Проекта - улучшение породного состава и повышение продуктивности крупного рогатого скота за счет обновления поголовья чистопородными животными.
10. Задачи Проекта включают:
1) предоставление льготных кредитов субъектам, занимающимся поставкой племенного скота;
2) обеспечение поставок племенного поголовья отечественной и зарубежной селекции;
3) дальнейшее разведение и расширенное воспроизводство стада для повышения продуктивности.
Глава 3. Реализация Проекта
11. Коммерческие банки должны подать в Министерство финансов заявки на участие в Проекте с указанием объемов кредитования по областям.
12. Поставка и разведение племенного поголовья осуществляются:
1) племенными заводами и фермами;
2) импортерами;
3) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями.
13. Кредиты предоставляются на основе заявок от субъектов племенного скотоводства и техников-осеменаторов.
14. Коммерческие банки рассматривают заявки на кредиты до 1 миллиона сомов в течение 10 дней, от 1 до 5 миллионов сомов - в течение 20 дней.
15. Заявки на кредиты должны быть включены в систему электронной очереди.
16. Кредитные средства предоставляются в срок не более 2 месяцев с момента подачи заявления.
17. Порядок предоставления льготных кредитов осуществляется в соответствии с Проектом и нормативными актами Национального банка.
18. Коммерческие банки не имеют права:
1) рефинансировать другие кредиты заемщиков;
2) кредитовать заемщиков, уже получивших кредиты по другим государственным программам.
19. Все риски, связанные с выдачей и возвратом кредитов, несут коммерческие банки.
20. Кредитование возможно под гарантию открытого акционерного общества «Гарантийный фонд» в случае недостаточного залога.
21. Коммерческие банки ответственны за соблюдение условий Проекта.
Для информирования населения о проекте банки обязаны публиковать информацию об условиях кредитования в СМИ и на своих официальных сайтах.
22. Общую координацию Проекта осуществляет Министерство.
23. Коммерческие банки еженедельно предоставляют информацию о выданных кредитах в Министерство финансов.
Глава 4. Условия предоставления кредита
24. Условия кредитования указаны в таблице:
№ | Целевая аудитория | Процентная ставка | Срок кредита | Льготный период | Размер кредита |
1 | Племенные заводы и фермы | 3,0% годовых | 60 месяцев | 6 месяцев | До 1 миллион сомов - без залога; свыше 1 миллиона до 5 миллионов - с залогом |
2 | Импортеры | 3,0% годовых | 60 месяцев | 6 месяцев | До 1 миллиона сомов - без залога; свыше 1 миллиона до 5 миллионов - с залогом |
3 | Техник-осеменаторы | 3,0% годовых | 60 месяцев | 6 месяцев | До 1 миллиона сомов - без залога; свыше 1 миллиона до 2 миллионов - с залогом |
4 | Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | 3,0% годовых | 60 месяцев | 6 месяцев | До 1 миллиона сомов - без залога; свыше 1 миллиона до 5 миллионов - с залогом |
26. Кабинет Министров субсидирует расходы банков по льготным ставкам на сумму 150 миллионов сомов.
27. Субъект племенного скотоводства покрывает операционные расходы банка по льготной ставке 3,0% годовых.
28. Коммерческие банки обеспечивают выдачу льготных кредитов на сумму 5,5 миллиарда сомов, в том числе:
1) племенным заводам и фермам - не более 10% от 555 миллионов сомов;
2) импортерам - не более 10% от 555 миллионов сомов;
3) техникам-осеменаторам - не более 5% от 277 миллионов сомов;
4) крестьянским (фермерским) хозяйствам - не менее 75% от 4,1 миллиарда сомов.
29. Для получения льготного кредита необходимо предоставить:
1) заявку на кредит;
2) копии паспортов заемщика и супруга;
3) документы, подтверждающие ведение бизнеса не менее 3 месяцев;
4) справку о налоговой регистрации;
5) документы на залог (если требуется);
6) справку органов местного самоуправления о поголовье скота;
7) документ, удостоверяющий статус племенного хозяйства.
Глава 5. Условия для участников Проекта
30. Условия для племенных заводов и ферм при продаже племенного поголовья:
1) наличие статуса племенного субъекта;
2) предоставление документов о племенном деле;
3) наличие племенных и чистопородных животных на продажу.
31. Условия для племенных заводов и ферм при покупке племенного поголовья:
1) наличие племенного свидетельства на приобретенный скот;
2) ветеринарная справка;
3) соблюдение карантинных требований.
32. Условия для импортеров:
1) наличие документов, подтверждающих поставки племенного скота;
2) ветеринарная справка;
3) соблюдение карантинных требований.
33. Условия для техников-осеменаторов:
1) наличие справки о деятельности по осеменению;
2) приобретение необходимого оборудования.
34. Условия для крестьянских (фермерских) хозяйств:
1) наличие документов о племенном поголовье;
2) соблюдение карантинных требований;
3) наличие условий для содержания племенного скота.
35. В племенной скот входят породы: алатауская, абердин-ангусская и другие.
Глава 6. Субсидии
36. Для покрытия расходов банков при предоставлении субсидий используются расчетные коэффициенты:
1) коэффициент составляет 3,00% годовых;
2) для кредитов на 60 месяцев - 8,37, распределенные по годам.
37. Коэффициент может варьироваться в зависимости от срока кредита.
Глава 7. Перевод субсидий
38. Субсидии перечисляются коммерческими банками из республиканского бюджета несколькими траншами, по итогам кредитования.
39. Коммерческие банки ежегодно представляют заявки на субсидии в Министерство финансов.
40. Министерство производит расчет субсидий и готовит финансовый план.
41. Транши субсидий переводятся на счета банков в установленный срок.
42. Банки должны предоставлять информацию о погашениях кредитов.
43. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью банков.
44. Ответственность за достоверность информации несут коммерческие банки.
Глава 8. Риски
45. Реализация Проекта сопряжена с риском нецелевого использования средств.
46. В случае нецелевого использования, процентные ставки могут увеличиваться.
47. Министерство совместно с банками осуществляет мониторинг использования кредитов.
48. В случае природных катастроф банки принимают меры для минимизации рисков.
Глава 9. Мониторинг
49. Мониторинг целевого использования осуществляется банками.
50. Заемщики должны предоставлять отчеты о целевом использовании кредитов.
51. Банки будут проводить проверки на местах.
52. Результаты мониторинга предоставляются в Министерство для анализа.
Глава 10. Оценка эффективности
53. Для оценки эффективности использования кредитов банки должны предоставить информацию о результатах реализации Проекта.
54. Министерство подготовит анализ эффективности и представит его в Администрацию Президента до 1 июля 2026 года.
Обсудим?
Смотрите также: