КЫР
Главные новости » Эксклюзив » Цифровая пробка: из-за чего на казахстанско-китайской границе возник бардак и месячные очереди
Эксклюзив

Цифровая пробка: из-за чего на казахстанско-китайской границе возник бардак и месячные очереди

22
Цифровая пробка: из-за чего на казахстанско-китайской границе возник бардак и месячные очереди
© Фото: Андрей Чеботарев
Очереди на границах Казахстана — давно известная проблема. Перевозчики постоянно жалуются, в основном на пропускные пункты с Китаем. Однако в последнее время ситуация обострилась.

Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Совбеза 14 мая, выразил недовольство работой министра транспорта Марата Карабаева в связи с проблемами на границе. Одновременно с заседанием Совета безопасности, предприниматели обсуждали логистические трудности на границе с Китаем на встрече НПП «Атамекен». Издание Ulysmedia.kz выяснило, что именно вызывает недовольство у перевозчиков и почему терпение их иссякло.

Проблемы цифровизации


На сегодняшний день Казахстан и Китай соединяют пять автомобильных пунктов пропуска: Хоргос (Нур Жолы), Достык, Калжат, Бахты и Майкапчагай. Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Мурат Амрин сообщает, что казахстанские перевозчики сталкиваются с трудностями при заезде на КПП, в значительной степени из-за неэффективной цифровизации и сервиса электронной очереди CarGoRuqsat.

Согласно мнению представителей отрасли, одной из основных причин заторов является ограничение пропускного потока до 550 автомобилей в сутки, в то время как пункт «Нур Жолы» способен обслуживать до 2500 машин за день. Это искусственное ограничение привело к образованию многомесячных очередей и созданию «неформальных» схем ускоренного пересечения границы, указывают в НПП.

 

  – Мы поддерживаем цифровизацию, так как это делает процессы на границе более прозрачными. Тем не менее, очередь сейчас настолько велика, что компании не могут забронировать место даже за месяц вперед. Слоты для заезда в Китай полностью забиты. У нас недостаточно мест для всех транспортных средств, — отметил Мурат Амрин.

Приостановка бизнеса


По словам зампредседателя «Атамекен», ограничение потока — это не единственная проблема, связанная с электронной очередью. Перевозчики вынуждены записываться в очередь за месяц, при этом они не могут одновременно записаться на пересечение с другими границами, например, с Россией или Узбекистаном.

Из-за этого транспорт малых и средних компаний, обладающих ограниченным количеством автомобилей, просто простаивает.

  – Записавшись в электронную очередь на китайскую границу, мы не можем записаться на РФ или Узбекистан. В результате машина оказывается в одной очереди и вынуждена месяц простаивать в Казахстане. Хотя транспортные средства мобильны, они должны постоянно двигаться — бизнес должен приносить прибыль, создавать рабочие места и наполнять экономику, а не простаивать, — добавил он.

Потеря клиентов


Многие участники совещания присутствовали через видеосвязь, в том числе представитель компании «БаркасТрансЛогистик» Зухра Джамбакиева. Она отметила, что трудности у перевозчиков также возникают из-за ошибок со стороны государственных органов.

 

  – Например, когда не было бланков разрешений, люди занимали очереди за 100 МРП, но так и не смогли заехать. Деньги никому не возвращали, хотя это была ошибка государственных органов, которые не предоставили вовремя карты компаниям, — сообщила она.

Предприниматели подчеркнули, что все эти проблемы в совокупности приводят к тому, что казахстанские перевозчики теряют конкурентоспособность. По словам представителей логистического бизнеса, возрастание затрат, длительные простои и нестабильность доставки негативно сказываются на их позиции на рынке и приводят к утечке клиентов.

  – Большинство грузов уже ушли. Мы теряем рабочие места. Семьдесят процентов грузов ушли в Узбекистан из-за очередей на месяц, нехватки машин и низкого числа заездов. Мы теряем бизнес и экономику, — эмоционально заявил один из перевозчиков.

Мурат Амрин также подметил, что текущая ситуация оказывает серьезный негативный эффект.

  – Это серьезная проблема для казахстанских перевозчиков, в то время как иностранные, такие как российские, белорусские, узбекские и кыргызские, продолжают работать.

Получается, что только они могут записываться в очередь. Если у нас нет бланков, электронная очередь аннулируется. Нам уже сообщили, что китайские грузоотправители начали отказываться от казахстанских перевозчиков из-за нестабильной ситуации с документами и другими причинами, — добавил он.

Мнение властей


На совещании НПП «Атамекен» присутствовал представитель министерства финансов — вице-президент информационно-учетного центра Азамат Курманов. Он пояснил, что средства, полученные за бронирование электронной очереди, сразу поступают в государственный бюджет, поэтому возврат денег не предусмотрен.

 

Курманов также отметил, что часть проблем создается самими перевозчиками, которые занимают очереди, но не появляются, тем самым мешая другим компаниям.

  – Если проанализировать статистику по китайскому направлению за месяц, видно, что пункты пропуска ежедневно пересекают около 500 машин. На 13 мая 2025 года 26 машин забронировали очередь и не приехали. 55 броней были отозваны, пять аннулированы, а границу пересекли 546 автомобилей. Таким образом, около 85 машин записались в очередь, но так и не прибыли. Эти бронь не переходят к другим, — сказал он.

Тем не менее, представитель ведомства заверил, что в будущем перевозчикам будет предоставлена возможность бронировать и на другие направления, если их транспорт уже записан в очередь на пересечение границы с Китаем.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК