КЫР
Главные новости » Эксклюзив » Президент-рэпер. Операция «ликвидация Туркменбаши». Сколько ещё дано Бердымухамедовым?
Эксклюзив

Президент-рэпер. Операция «ликвидация Туркменбаши». Сколько ещё дано Бердымухамедовым?

314
Гурбангулы Бердымухамедов с сыном Сердаром (на фото справа) и другими членами семьи
Orda.kz представила цикл программ о бывших республиках СССР. Первая была посвящена Кыргызстану, а вторая — Туркменистану. В этом эпизоде Гульнара Бажкенова общалась с Фаридом Тухбатуллиным. Основные моменты можно найти в текстовой версии, полное интервью доступно по ссылке.

В 2003 году его арестовали за несообщение о готовящемся перевороте в Туркменистане и приговорили к трём годам тюрьмы. Однако после международной кампании в его защиту Фарид Тухбатуллин был помилован и покинул страну. В Австрии он основал Туркменскую инициативу по правам человека, одну из немногих организаций, освещающих события в Туркменистане.

Династия: как Бердымухамедовы управляют страной


Тухбатуллин убеждён, что в Туркменистане формируется династия, и новая власть сталкивается с неожиданностями и трудностями. Например, когда Сердар Бердымухамедов стал президентом, возникла путаница даже с вопросами, касающимися президентского кортежа.

«Отец привык к большому кортежу — меньше десяти машин никогда не было. А тут ему подали всего две. Он был в недоумении: где остальные? Оказалось, что теперь кортеж принадлежит сыну», вспоминает Тухбатуллин.

Скриншот с YouTube-канала ORDA News
 

По словам эксперта, уровень жизни в Туркменистане в настоящее время нельзя назвать высоким. Ещё при жизни Тукрменбаши был введён визовый режим со всеми странами, что значительно ограничило возможности для трудоустройства за границей.

«Среднего класса в Туркменистане практически нет. Существует высокая безработица. Многие туркмены работают мигрантами в Турции — семьи собирают деньги и отправляют одного человека, который затем помогает другим родственникам», отмечает Тухбатуллин.

Экономика страны продолжает оставаться плановой, а государство контролирует крупные предприятия и землю. Открытие малого и среднего бизнеса в Туркменистане связано с большими трудностями. Если кто-то решается открыть небольшое дело, то сталкивается с постоянными поборами и давлением со стороны чиновников.

«Если ты немного раскрутился, у тебя всё заберут. Если держишься на низком уровне, тебя не тронут, но платить придётся всем — участковому, санитарному инспектору, пожарному. Коррупция очень велика и это часть системы», подчеркивает он.

Тухбатуллин также упоминает, что даже школьная форма для девочек стала способом зарабатывания денег для родственников власти.

«Одна из сестёр Бердымухамедова возглавляла общество Красного Полумесяца. Через эту организацию она налаживала схемы поставок товаров, например, тканей для школьной формы. Директорам школ предписывалось закупать ткань только у неё, хотя на базаре было дешевле. Родителям приходилось платить втридорога, а часть денег отправлялась наверх», замечает он.

В последние годы также усилились ограничения на внешний вид женщин и студентов.

«На работу и учёбу обязателен национальный костюм — это касается не только туркмен, но и русских, казахов, узбеков. Проводятся рейды по салонам красоты: запрещают наращивать ногти, красить волосы — всё зависит от настроения властей», добавляет он.

Что касается религии, то в Туркменистане нет массового ношения хиджабов, а за бороды мужчин иногда даже могут задержать. Но многие соблюдают посты и религиозные праздники.

Тухбатуллин считает, что уровень образования остаётся низким, несмотря на увеличение количества классов и возвращение к 12-летнему обучению. Русские и другие национальные школы почти полностью закрылись, а обучение ведётся только на туркменском языке.

Он также вспоминает, что в 2000-х многие русские, уезжая из Туркменистана, не могли продать своё жильё и просто оставляли квартиры — рынок был мёртв, а защищать права людей было некому.

В Туркменистане даже такие вещи, как разрешение на танцы и внешний вид женщин, зависят от личного настроения руководства.

«Всё зависит от того, с какой ноги встанет старший Бердымухамедов. Иногда в интернете появляются видео с танцующими туркменками — и власти сразу начинают проверки, устраивают охоту на салоны красоты, запрещают маникюр, требуют убрать наращённые ногти или макияж. Могут даже наказывать за танцы на свадьбах или дискотеках», подводит итог Тухбатуллин.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК