Кабмин упростил анализ регулирующего воздействия для бизнеса
В методике были обновлены формулировки, в частности, в пункте 4:
Пункты 1 и 2 теперь звучат следующим образом:
«1) для нормативных правовых актов, срок действия которых менее одного года и которые направлены на поддержание ценовой стабильности, реализацию денежно-кредитной политики, а также обеспечение безопасности и надежности банковской и платежных систем;
2) для нормативных правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности в условиях форс-мажора;»
Цифры «15» в пункте 14 заменены на «7».
Изменения вступят в силу через 7 дней после официального опубликования.
Методика
проведения анализа регулирующего воздействия нормативных
правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства
(В редакции постановлений Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2024 года № 156, 25 декабря 2024 года № 792)
Глава 1. Общие положения
Методика определяет порядок проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) при разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
Применяется при подготовке проектов нормативных правовых актов.
Обязанности проведения АРВ касаются нормативных правовых актов, которые изменяют порядок использования предпринимателями их средств и уровня риска, а также условия, влияющие на их прибыль.
АРВ не требуется в следующих случаях:
1) для пилотных проектов, срок действия которых менее 6 месяцев;
2) для срочных актов, нужных для предотвращения или ликвидации последствий ЧС, сроком до 6 месяцев;
1) для нормативных актов с действием менее года, направленных на поддержание ценовой стабильности, реализацию денежно-кредитной политики и безопасность банковской системы;
2) для актов, касающихся предпринимательской деятельности в форс-мажорных условиях;
3) для утверждения концепций, стратегий и программ;
4) для приведения в соответствие с более высокими нормативными актами;
5) для норм, связанных с Договором о Евразийском экономическом союзе;
6) о ратификации международных договоров;
7) для приведения в соответствие с международными стандартами;
8) для установления правил безопасности жизни и здоровья населения.
(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 8 апреля 2024 года № 156)
Если есть достаточные основания для изменения регулирования, результатом АРВ становится проект нормативного акта и аналитическая записка с обоснованиями.
АРВ проводит орган государственной власти или местного самоуправления, инициировавший изменение. Сроки проведения АРВ не превышают 2 месяцев.
В методике используются следующие термины:
1) АРВ - процесс, включающий анализ проблем, определение целей и методов регулирования, оценка последствий для бизнеса и власти;
2) аналитическая записка - документ с результатами проведенного АРВ, на основе которого разрабатывается проект нормативного акта;
3) вариант регулирования - один из способов регулирования общественных отношений;
4) заинтересованные лица - предприниматели, госорганы, граждане и НПО, заинтересованные в регулировании;
5) качественные индикаторы - трудные для точной оценки показатели, отражающие отношение заинтересованных сторон;
6) количественные индикаторы - показатели в числовом выражении, включая финансовые и рыночные данные;
7) масштаб проблем - количество затронутых предпринимателей и граждан;
8) проблемы - негативные явления, вызывающие недовольство заинтересованных лиц;
9) регулирование предпринимательской деятельности - установление прав и обязанностей для бизнеса;
10) субъекты предпринимательства - зарегистрированные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность для получения прибыли.
Глава 2. Рабочая группа и этапы проведения АРВ
Создание рабочей группы для проведения АРВ
АРВ проводится по решению органа-разработчика, который определяет сроки и состав рабочей группы.
В группу входят представители органа-разработчика и других госорганов, бизнес-ассоциаций по согласованию. При необходимости могут быть включены эксперты и другие заинтересованные лица.
Делегирование представителей бизнес-ассоциаций осуществляется уполномоченными лицами с подтверждающими письмами.
Сотрудники уполномоченного органа, проводящие экспертизу документов АРВ, не могут входить в рабочую группу.
При формировании группы учитывается квалификация членов в области юриспруденции и экономики.
121. Члены рабочей группы должны следовать принципам обоснованности и прозрачности.
(В редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2024 года № 792)
Этапы проведения АРВ
На предварительном этапе орган-разработчик уведомляет о намерении изменить регулирование, информируя о своих предложениях. Для муниципалитетов Бишкек и Ош данный этап не проводит.
Рабочая группа готовит уведомление о разработке проекта, размещая его на официальном сайте для публичных консультаций сроком не менее 15 дней 7 дней.
Орган-разработчик извещает о проведении публичных консультаций госорганы, бизнес-ассоциации и другие заинтересованные лица.
(В редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2024 года № 792)
151. Публичные консультации могут проводиться в разных форматах, таких как заседания и семинары.
(В редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2024 года № 792)
Рабочая группа анализирует все предложения, поступившие от участников консультаций в электронном и письменном виде.
Каждое предложение рассматривается с принятием решения о его одобрении или отклонении.
Предложения регистрируются в Реестре, который ведет орган-разработчик.
После завершения публичных консультаций орган-разработчик публикует Реестр на своем официальном сайте.
На основе результатов публичных консультаций орган АРВ решает, продолжать ли работу по изменению регулирования.
Если работа продолжается, полученные предложения будут учтены на следующих этапах АРВ.
Рабочая группа рассматривает альтернативные предложения, поступившие во время обсуждения проекта.
Этап 1. Проблемы и основания для изменения регулирования
На этом этапе собирается информация о выявленных проблемах, определяются экономические и правовые основания для их решения.
Для выполнения этого этапа необходимо:
1) описать проблему, определить причинно-следственные связи и привести количественные и качественные показатели;
2) оценить масштаб проблемы, используя статистику;
3) спрогнозировать последствия при сохранении существующего регулирования и обосновать необходимость изменений;
4) описать международный опыт решения аналогичных проблем.
Результаты первого этапа вносятся в раздел аналитической записки.
Этап 2. Описание предлагаемого регулирования
Для выполнения этого этапа нужно:
1) определить цель регулирования и указать индикаторы для оценки прогресса;
2) разработать задачи для достижения цели и определить взаимосвязь между ними.
Этап 3. Оценка и обоснование предлагаемого регулирования
На этом этапе необходимо оценить ожидаемое воздействие предлагаемого регулирования:
1) оценить прогресс в достижении цели;
2) оценить последствия для экономики и социальной сферы;
3) оценить влияние на заинтересованных сторон;
4) оценить затраты и выгоды для бизнеса и бюджета;
5) оценить риски реализации;
6) оценить влияние на конкуренцию;
7) собрать мнения заинтересованных лиц;
8) привести аргументы в поддержку предлагаемого регулирования.
Результаты второго и третьего этапов вносятся в аналитическую записку.
Этап 4. Подготовка документов АРВ и публичное обсуждение
На этом этапе разрабатываются окончательные версии аналитической записки и проекта нормативного акта.
Рабочая группа подготавливает аналитическую записку и проект акта, которые размещаются для обсуждения.
Предложения, поступившие в ходе обсуждения, вносятся в Реестр.
После завершения обсуждений рабочая группа готовит окончательные версии документов с учетом предложений.
Аналитическая записка подписывается членами рабочей группы и утверждается руководителем органа-разработчика.
Если член группы отказывается подписывать, к документу прилагается обоснование.
Глава 4. Взаимодействие уполномоченного органа и органа-разработчика АРВ
Взаимодействие между уполномоченным органом и органом-разработчиком осуществляется при экспертизе документов АРВ.
Уполномоченный орган получает для экспертизы окончательные версии документов.
АРВ соответствует Методике при выполнении определенных критериев:
1) пакет документов подготовлен и представлен;
2) соблюдены требования методики;
3) текст аналитической записки отразил взаимосвязь проблем и целей;
4) информация, на которой основаны выводы, достоверна;
5) прогноз воздействия аргументирован;
6) использованные данные для оценки затрат достоверны;
7) проект акта соответствует выводам аналитической записки.
Экспертиза документов включает:
- оценку выполнения формальных требований методики;
- оценку содержания аналитической записки и соответствия проекта выводам.
(В редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2024 года № 792)
По результатам экспертизы уполномоченный орган готовит заключение в течение 10 рабочих дней.
При доработке документов срок подготовки заключения увеличивается на 10 рабочих дней.
Если в процессе доработки изменяются аналитическая записка и проект акта, они должны быть заново подписаны.
Порядок консультаций рабочей группы с заинтересованными лицами
Консультации направлены на вовлечение заинтересованных лиц в процесс обсуждения.
Проведение консультаций осуществляется рабочей группой.
Орган-разработчик подготавливает отчет о публичных консультациях для экспертизы.
Глава 5. Порядок разрешения споров в процессе проведения АРВ
(Глава утратила силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2024 года № 792)
Приложение 1 к Методике проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства |
Уведомление
о разработке проекта нормативного правового акта
Настоящим ____________________________________________________________ (наименование органа-разработчика) извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц. 1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели): __________________________________________________________________________ место для текстового описания) 2. Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем: __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) 3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели): __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) 4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели): __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) 5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования: __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) 6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением: __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) 7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования: __________________________________________________________________________ (место для текстового описания) К уведомлению прилагаются: 1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций: - являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования; - является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения; - является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным; - какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; - какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; - существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем; - общее мнение относительно предлагаемого регулирования. Перечень вопросов может быть расширен. 2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования: _________________________________________________________________________ (место для текстового описания) |
1. Предложения принимаются: | |
- по электронной почте | (адрес электронной почты) |
- на почтовый адрес | (почтовый адрес) |
2. Срок приема предложений не позднее | (число, месяц, год) |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | (число, месяц, год) |
Приложение 2 к Методике проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства |
Реестр
предложений и ответов
Регистрационный № | Замечания и (или) предложения | Автор (участник публичных консультаций) | Дата получения | Позиция органа-разработчика |
Приложение 3 к Методике проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства |
Форма Аналитическая записка ______________________________________________________ (наименование органа-разработчика) | |
УТВЕРЖДАЮ __________________________ (должность) __________________________ (подпись) "___" ____________________ 20__ г. | |
Анализ регулятивного воздействия (АРВ) ______________________________________________________ (наименование проекта НПА) Основания для разработки: _____________________________________________________________________ (наименование документа) от "___" __________________________ 20__ г., № ___________________________ Сроки проведения АРВ _________________________________________________ (начало) (окончание) Руководитель рабочей группы: _____________________________________________________________________ (ФИО, место работы, должность, подпись) Члены рабочей группы: _______________________________________________________________________________ (ФИО, место работы, должность, подпись) Контактные данные ответственного лица: _______________________________________________________________________________ (ФИО, тел., e-mail, должность, подпись) Глава 1. Проблемы и основания для изменения регулирования 1. Описание проблемы Сформулировать и дать точное и обоснованное описание каждой проблемы, требующей решения, с использованием соответствующих количественных и качественных показателей. Представить результаты краткого анализа мнений заинтересованных лиц относительно существующего регулирования в данной сфере отношений и значимости для них проблем. 2. Масштаб проблемы Представить информацию о масштабе проблем, при необходимости в различных измерениях (экономическом, социальном, территориальном и иных). 3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы Изложить прогнозируемые последствия при сохранении существующего регулирования. Привести основные аргументы, обосновывающие необходимость решения проблем в настоящее время, включая экономические и правовые основания, а также актуальность их решения. Привести экономические и правовые основания для решения государственным органом/органом местного самоуправления проблем путем изменения регулирования. 4. Международный опыт Описать международный опыт решения аналогичных проблем. Глава 2. Описание предлагаемого регулирования 5. Цель государственного регулирования Дать точную формулировку цели государственного регулирования. Указать количественные и качественные индикаторы с целевыми значениями, которые будут использованы для оценки прогресса достижения цели. 6. Предлагаемое регулирование Описать суть предусмотренных мер (механизм) решения проблем и достижения цели и основные нормы регулирования. 7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования 1. Ожидаемая результативность (уровень достижения цели регулирования) на дату. 2. Ожидаемое воздействие на экономику, социальный сектор и экологию: 1) воздействие на экономику: позитивное и негативное; 2) воздействие на социальную сферу: позитивное и негативное; 3) воздействие на экологию: позитивное и негативное. Изложить и обосновать оценку ожидаемых позитивных и негативных последствий в случае применения предлагаемого регулирования. 3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон-адресатов регулирования: 1) государственные органы (с разделением по государственным органам): позитивное и негативное; 2) предприниматели (с разделением по выбранному критерию): позитивное и негативное; 3) население (с разделением по выбранному критерию): позитивное и негативное. Перечислить заинтересованные лица, подпадающие под воздействие предложенного регулирования. Представить информацию, отражающую позитивное и негативное отношение (мнение) к предлагаемому регулированию заинтересованных лиц субъектов предпринимательства и бизнес-ассоциаций, государственных органов/органов местного самоуправления, граждан и их объединений, с необходимой для каждого конкретного случая детализацией. 8. Оценка затрат и выгод 1. Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства: затраты _________________________________________________________ (сомов); выгоды _________________________________________________________ (сомов). 2. Оценка затрат и выгод государственного бюджета: затраты _________________________________________________________ (сомов); выгоды __________________________________________________________ (сомов). Изложить основной вывод ожидаемых экономических последствий. 9. Оценка реализационных рисков Описать основные риски для достижения цели регулирования, которые могут возникнуть во время реализации регулирования: наименование риска 1: - оценка риска; - предлагаемые меры смягчения; наименование риска 2: - оценка риска; - предлагаемые меры смягчения. 10. Оценка воздействия на конкуренцию Изложить основные выводы оценки воздействия предложенного регулирования на конкуренцию для данного варианта. 11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования Привести основные аргументы в поддержку предлагаемого регулирования. 12. Приложение К аналитической записке прилагаются: - развернутая оценка ожидаемых экономических последствий для предлагаемого регулирования (при необходимости); - информационно-справочные материалы, другая информация, необходимая для иллюстрации выводов и рекомендаций проведенного анализа регулятивного воздействия (по усмотрению рабочей группы); - особые мнения отдельных членов рабочей группы (при наличии); - уведомление о разработке проекта нормативного правового акта по форме согласно приложению 1 к Методике АРВ; - реестр предложений и ответов (при наличии) по форме согласно приложению 2 к Методике АРВ; - отчет о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению 4 к Методике АРВ; - приказ о рабочей группе по АРВ; - письмо от представителей бизнес-ассоциаций, подтверждающее их делегирование для участия в проведении АРВ. Рекомендуемый размер всей аналитической записки - не более 15 страниц основного текста без учета приложений. |
Приложение 4 к Методике проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства |
Форма Отчет о проведении публичных консультаций при проведении АРВ _______________________________________________ (наименование органа-разработчика) Были проведены публичные консультации при осуществлении анализа регулятивного воздействия по проекту нормативного правового акта ____________________________________________________________________________ (наименование проекта нормативного правового акта) 1. Консультации по уведомлению 1.1. Срок проведения публичных консультаций: - дата начала консультаций (дата размещения уведомления на официальном сайте) "___" _____ 20__ г.; - дата завершения консультаций "___" ____________________________________ 20__ г. 1.2. Проведенные публичные консультации:
|
Обсудим?
Смотрите также: