КЫР
Главные новости » Эксклюзив » Сохраб Сепехри – певец природы
Эксклюзив

Сохраб Сепехри – певец природы

357


Сохраб Сепри появился на свет 6 октября 1928 года в Куме, однако вскоре его семья перебралась в Хансар. Родители и предки Сохраба имели корни в Кашане, и со временем они осели в районе Дарвазе-Аттар этого города. Его деда звали Мирза Насролла Сепехри, и он стал первым руководителем Кашанской телеграфной службы. Сохраб был третьим из пятерых детей в семье. Его отец Асадулла и мать Махджабин были увлечены искусством и литературой.

Сохраб Сепехри провёл детство в Кашане, получив начальное образование в школе имени Хайяма и продолжив обучение в средней школе имени Пехлеви.

Отец Сохраба был талантливым художником и каллиграфом, он также мастерил тара – струнный инструмент, на котором играл с виртуозностью. Для заработка он работал в телеграфно-почтовом отделении Кашана. Когда Сохраб был подростком, его отец перенёс паралич. Вспоминая о нём, Сохраб говорил: “Я был ещё ребёнком, когда отец заболел и так и не выздоровел до конца своей жизни, до 1962 года. Искусству живописи я обучился у него”.

Некоторые стихотворения матери Сохраба были опубликованы в книге “Иранские мастерицы слова”. Его дед по матери также увлекался искусством и литературой, а работа “Насих ат-таварих” считается одним из его творений. У Сохраба был брат Манучехр и три сестры: Хомаю́н-дохт, Пари́-дохт и Парване́.

Летом 1943 года Сохраб завершил выпускные экзамены средней школы с уклоном в литературу и, получив аттестат полного среднего образования, поступил в двухгодичное подготовительное заведение для мальчиков и начал работать в Департаменте культуры Кашана.

С самого раннего возраста Сохраб начал рисовать и в десять лет написал своё первое стихотворение в жанре рубаи́. В подростковом возрасте он выражал свои чувства и повседневные события в стихах. В это время он также учился играть на санту́ре – струнном ударном инструменте.

Когда Сохраб стал юношей, он переехал в Тегеран и поступил в Институт изящных искусств Тегеранского университета. Во время учёбы он также работал в Тегеранской нефтяной компании, но уволился через восемь месяцев. В 1951 году он завершил обучение и в течение трёх лет участвовал в различных выставках по всему Ирану. После окончания института он вернулся в Кашан и в декабре 1954 года начал работать в Главном управлении изящных искусств.

Затем он начал преподавать в училище изящных искусств. Он познакомился с поэтом Мушфеком Кашани, известным под псевдонимом Аббас Кайманеш, который помог ему углубиться в изучение персидского аруза – системы стихосложения, основанной на количественном подходе.

Мошфек вдохновлял его на написание стихов, что побудило Сохраба задуматься о карьере поэта. В этот период он начал изучать творчество Саиба Табризи и Бедиля Дехлави и выпустил свой первый сборник поэзии.

Интересы Сохраба выходили за пределы живописи, поэзии и музыки. Он проявлял живой интерес к восточной культуре и много путешествовал. Он посетил Индию, Пакистан, Афганистан, Китай и Японию, знакомясь с культурой и искусством каждой из этих стран.

В Японии он изучал резьбу по дереву и перевёл на персидский язык древние поэмы Китая и Японии. Путешествия Сохраба не ограничивались Восточной Азией. В 1957 году он объездил Европу, проведя некоторое время в Лондоне и Париже.

Он поступил в Парижскую школу изящных искусств для изучения литографии, но вскоре его стипендия закончилась, и чтобы остаться во Франции и продолжать заниматься живописью, Сохраб подрабатывал даже промышленным альпинистом.

Эти поездки во многом сформировали духовный путь Сепехри. Его время, проведённое в странах Восточной Азии и знакомство с индуизмом и буддизмом, оказали значительное влияние на его поэзию. В этот период Сохраб стал известным поэтом с уникальным стилем и завоевал признание у множества поклонников.

После длительного пребывания в Париже Сохраб Сепехри вернулся в Иран в 1974 году, на обратном пути посетив Грецию и Египет. Его творческая деятельность продолжалась, и вскоре он принял участие в первом Тегеранском международном фестивале искусств, где был награждён поэтической премией имени поэтессы Форуг Фаррохзад.

Затем он выступил на Международной художественной выставке в Базеле в качестве художника и вернулся в Кашан в конце 1977 – начале 1978 года. В это время был издан его сборник стихов “Восемь книг”, который включает восемь малых сборников, написанных в разные годы. В следующем году он провёл персональную выставку своих работ в галерее Сейхун в Тегеране.

Осенью 1979 года у Сохраба диагностировали лейкемию. Он уехал в Лондон на лечение вместе с сестрой и провёл там некоторое время. Вернувшись на родину, 22 марта 1980 года он был госпитализирован в больницу “Парс” в Тегеране и скончался 21 апреля.

Сохраб Сепехри никогда не состоял в браке и не имел детей. В его работах и биографии нет сведений о личной жизни. Он провёл большую часть своей взрослой жизни в одном доме с матерью и младшей сестрой Парване.

Сохраб был интровертом, отличался мягкостью в общении, спокойствием и чувствительностью. У него был приятный голос и проницательный взгляд. Он проявлял аккуратность и тщательность как в повседневной жизни, так и в своих произведениях. Он подписывал свои картины или отправлял стихотворения на публикацию только тогда, когда был полностью удовлетворён результатом. Из-за своей интровертности он избегал публичной жизни и не реагировал на негативные отзывы о своих работах.

Сохраб покоится во восточном дворе усыпальницы Султан-Али ибн Мухаммада, сына имама Бакира, расположенной в селении Машхаде Ардахал в окрестностях Кашана. На его надгробии высечены строки из его стихотворения “Оазис в мгновении”:

Если отправитесь меня искать,

приближайтесь медленно, осторожно,

чтоб не потрескался вдруг

хрупкий фарфор моего одиночества.

Первым поэтическим опытом Сепехри стал опубликованный в 1947 году сборник “На краю луга, или Мавзолей любви”, в котором заметно сильное влияние романтиков, с их склонностью к любовной лирике и стремлением к уединению.

Поэт оставил после себя значительное наследие живописных и графических работ, которые можно увидеть в музеях по всему миру, автобиографическую повесть “Отаге аби” (“Голубая комната”) и восемь литературных сборников, вошедших в книгу “Хашт кетаб” (“Восемь книг”: Смерть цвета, Жизнь снов, Солнечный ливень, Восток тоски, Звук шагов воды, Путешественник, Зелёный объем, Мы – ничто, мы – взгляд).

Стихи из этой книги известны и популярны в Иране, они часто цитируются в прессе многими литераторами и деятелями искусства, некоторые из них вошли в школьные учебники и повседневную речь иранцев, а название стихотворения “Дом друга где?” (1987) стало названием фильма, снятого известным режиссёром, лауреатом премии “Золотая ветвь” Каннского кинофестиваля Аббасом Киаростами.

За морями


Построю лодку.

Я построю лодку.

Спущу на воду,

уплыву отсюда,

от чуждой мне земли, где никого

нет, кто бы посреди лесной долины

любви героев ото сна бы пробудил.

В лодке моей сетей не будет,

в сердце не будет тяги к жемчугам.

Плыть буду, плыть.

Не привяжусь душой

ни к моря синеве, ни к волооким

русалкам, возникающим в сияньи

рыбацких одиночеств, с длинных кос

что рассыпают сказки рыбакам…

И послание в пути


Однажды

приду, однажды я посланье принесу.

По венам свет пущу и крикну что есть мочи:

“корзины, полные корзины сна!

я яблоко принёс, яблоко-красно солнце”.

Приду,

вложу в ладони попрошайке гроздь сирени,

красавице в проказе подарю

новые серьги и скажу слепому:

“разве не дивно любоваться садом?”,

буду лоточником ходить по переулкам,

вслух распевая: “посмотрите на росу!”,

прохожему скажу: “Как ночь темна.

Ты прав. Дарю Путь Млечный”. На мосту

безногая девчушка глядит в небо.

На шею ей Медведицы Большой

надену ожерелье…

Вырву брань из уст,

снесу все эти стены, все заборы,

разбойникам я крикну: “караван

привёз улыбок драгоценных сундуки!”
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК