КЫР
Главные новости » Эксклюзив » В России резко подскочили биржевые цены на нефтепродукты
Эксклюзив

В России резко подскочили биржевые цены на нефтепродукты

297
- В начале 2025 года динамика отпускных цен на нефтепродукты, производимые НПЗ в России, показывала умеренный рост. Котировки на бирже колебались в пределах 50–53 тысячи рублей за тонну бензина марки АИ-92, 62–64 тысячи за АИ-95 и 51–52 тысячи рублей за дизельное топливо. Однако, по информации эксперта в области экономики Дениса Бердакова, в июне 2025 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже наблюдался резкий рост цен на нефтепродукты. Бензин АИ-92 подорожал на 15 тысяч рублей за тонну (примерно 190 долларов США или 11 рублей за литр), тогда как цена на АИ-95 возросла на 7 тысяч рублей за тонну (около 90 долларов или 5 рублей за литр). Дизельное топливо подорожало в среднем на 6 тысяч рублей за тонну (приблизительно 75 долларов или 5 рублей за литр).

Среди ключевых причин, способствующих увеличению цен, выделяются сезонный рост спроса и плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые происходят с мая по август, что, в свою очередь, приводит к снижению объема предложения на рынке.

В связи с этой ситуацией, российское правительство выражает обеспокоенность и рассматривает возможность введения частичного запрета на экспорт бензина в августе-сентябре 2025 года, чтобы не допустить роста розничных цен на ГСМ внутри страны. Однако такой запрет может привести к дальнейшему повышению экспортных цен НПЗ. В первом полугодии 2025 года на топливном рынке Кыргызстана не отмечалось резких колебаний цен, однако, с учетом упомянутых факторов, в июле ожидается постепенный рост цен на ГСМ. Это связано с тем, что трейдеры начали продажу объемов, приобретенных по высоким ценам в июне.

Киргизстан сильно зависит от импорта нефтепродуктов, причем 95% всего объема ГСМ поступает из России. Поэтому рост экспортных цен на нефтепродукты в Российской Федерации напрямую сказывается на стоимости ГСМ в Кыргызской Республике. Важно отметить, что розничные цены на топливо в Кыргызстане остаются одними из самых низких в регионе по сравнению с соседними Таджикистаном и Узбекистаном, которые также зависят от поставок из России, - добавил Бердаков.

Ниже приведены средние розничные цены сом/литр в этих странах на июль 2025 года:




 ТаджикистанУзбекистанКыргызстанРазница, сом/литр
Бензин АИ-9287,586,267,9+ 19,60 / +18,30
Дизтопливо96,883,674,9+ 21,90 / + 8,70
Цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо в Таджикистане выше на 19,60 и 18,30 сом за литр соответственно. Разница с Узбекистаном составляет 21,90 сом по бензину АИ-92 и 8,70 сом по дизельному топливу. Следует отметить, что все три страны закупают нефтепродукты из России по одинаковым экспортным ценам. Почему же тогда такая разница в ценах? Причина кроется в том, что уровень рентабельности на рынке Таджикистана и Узбекистана составляет 25%-30%, в то время как в Кыргызстане этот показатель лишь 3%-5%.

На самом деле, уровень рентабельности в соседних странах позволяет им активно реинвестировать прибыль в местную экономику, включая реконструкцию, модернизацию и строительство новой инфраструктуры (АЗС, нефтебазы, железные дороги), обновление автопарка и индексацию зарплат сотрудников.

Бердаков указывает, что низкая рентабельность в Кыргызстане ограничивает возможности для дополнительных инвестиций в сектор, не позволяет своевременно обновлять технологическое оборудование и увеличивать объемы хранения, такие как строительство новых нефтехранилищ и АЗС. Для обеспечения устойчивого развития отрасли уровень рентабельности должен соответствовать рыночным условиям, что является одним из основных принципов экономики.

«Рассмотрим последствия низкой рентабельности на примере Казахстана. Эта страна является нефтедобывающей, производя около 100 миллионов тонн нефти в год, из которых 90 миллионов тонн экспортируется, а 10 миллионов перерабатываются на местных НПЗ для внутреннего рынка. Несмотря на это, розничные цены на ГСМ в Казахстане одни из самых низких в мире, фактически они продаются с отрицательной маржой, а убытки от продажи на внутреннем рынке компенсируются за счет доходов от экспорта нефти. Низкие цены на ГСМ в Казахстане обернулись для страны двойной проблемой. В краткосрочной перспективе они выгодны для населения, но в долгосрочной приводят к кризису в нефтяной отрасли, что проявляется в:

- снижении рентабельности НПЗ и деградации производственных мощностей, что ограничивает возможности модернизации и инвестиций.

- нелегальный вывоз ГСМ (до 500 тысяч тонн в год) из-за ценового дисбаланса с соседними странами (Россия, Узбекистан, Кыргызстан), что приводит к дефициту топлива в приграничных регионах Казахстана», - пояснил эксперт.

С учетом этих проблем, с 30 января 2025 года Министерство Энергетики Казахстана отказалось от государственного регулирования цен, переходя к рыночной модели ценообразования. Новый подход предполагает корректировку цен в зависимости от спроса и предложения. Постепенное выравнивание цен до рыночного уровня (с уменьшением разницы с ценами соседей) создаст стимулы для инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль, сократит дефицит топлива и устранит нелегальный экспорт.

Либерализация рынков может стать основой для устойчивого экономического роста, поскольку она предполагает освобождение рыночной экономики от государственных ограничений, мешающих ее нормальному функционированию.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК