Кыргызстан выделил более 8,7 млрд сомов на уставный капитал компании «Китай—Кыргызстан—Узбекистан»: выявлены нарушения учета
В ответ на это, КТЖ перевела 13,372 млн долларов (что составляет 1 млрд 163,417 млн сомов). Однако данная сумма не была отражена в бухгалтерском учете КТЖ, что привело к уменьшению активов государства в финансовой отчетности.
«Подобная ситуация имела место 29 апреля 2025 года, когда Министерство финансов выделило КТЖ ещё 7 млрд 520,7 млн сомов для той же цели. И эта сумма также не нашла отражение в активах и собственном капитале предприятия», - отмечается в отчете.
Аудит, который был проведен согласно постановлению Кабинета министров №549 от 30 июня 2025 года, позволил скорректировать бухгалтерский учет КТЖ, что привело к увеличению активов и собственного капитала предприятия соответствующими записями.
Дополнительно, из суммы, внесенной КТЖ в уставный капитал компании «Китай—Кыргызстан—Узбекистан», на счетах предприятия осталась неучтённая разница в 51,783 млн сомов из-за колебаний валютных курсов. В соответствии с пунктом 10 статьи 106 Бюджетного кодекса, эти средства не были возвращены в республиканский бюджет вовремя. Тем не менее, 8 июня 2025 года по платежному поручению №1679 они были перечислены в бюджет.
Справочно:
Совместная проектная компания, образованная в соответствии с трехсторонним межправительственным соглашением, займется строительством железной дороги.
Согласно этому соглашению, доля китайской стороны составит 51% уставного капитала, а кыргызская и узбекская стороны получат по 24,5%. Таким образом, к 2027 году общий размер уставного капитала достигнет 45 млрд сомов или $537 млн по курсу НБКР.
Ранее стало известно о регистрации компании ОсОО «Железнодорожная компания Китай — Кыргызстан — Узбекистан» в Кыргызстане. Учредителями данной компании стали китайская China Railway International Co., Ltd, кыргызское ГП «НК «Кыргыз темир жолу» и узбекское АО «Узбекистон темир йуллари».
Обсудим?
Смотрите также:
