Главные новости » Эксклюзив » Кабмин обновил порядок предоставления поручительства субъектам нацэкономики
Эксклюзив

Кабмин обновил порядок предоставления поручительства субъектам нацэкономики

492
- 11 декабря 2025 года Кабинет министров принял постановление № 799, касающееся изменений в правилах предоставления поручительств для субъектов национальной экономики.

В новых документах термин «кепилдик» был заменен на «кепилчилик» на государственном языке.

Обновленный порядок предоставления поручительства теперь изложен в новой редакции.

Поручительство доступно только для юридических лиц-резидентов Кыргызской Республики по решению Кабинета министров и с согласованием профильного комитета Жогорку Кенеша. Это делается для обеспечения обязательств по кредитным, лизинговым или банковским гарантиям.

Следует отметить, что поручительство не может быть выдано по обязательствам, связанным с инвестиционными соглашениями, за исключением случаев, когда доля инвестора в финансировании проекта составляет минимум 30% от общей стоимости, что должно быть документально подтверждено.

Установлены требования к заявителям, среди которых: отсутствие просроченной налоговой задолженности, вложение в проект не менее 30% (с возможными исключениями) и стратегическое значение для экономики, продовольственной и национальной безопасности.

Вводится разовая комиссия за предоставление поручительства:


  • 1% от суммы поручительства, если обязательство превышает 1 миллиард сомов;

  • 2% — если обязательство составляет до 1 миллиарда сомов.


Для субъектов с долей государства 50% и более предусмотрена отсрочка по уплате комиссии (до половины срока договора, но не более 36 месяцев).

Документ также описывает механизмы защиты интересов поручителя, включая возможность безакцептного списания, принятия активов и назначения финансового контролера.

Выделен отдельный раздел, касающийся поручительств за счет средств фонда развития регионов.

Поручительство может предоставляться:


  • в размере не более 50% стоимости проекта,

  • по проектам стоимостью от 30 до 250 миллионов сомов,

  • субъектам в регионах, исключая города Бишкек и Ош,

  • в форме субсидиарной ответственности.


Постановление вступает в силу через 7 дней после официального опубликования. Документ был опубликован в газете «Эркин Тоо» 12 декабря 2025 года (№ 98).
Порядок

Глава 1. Общие положения

1. Порядок предоставления поручительства субъектам национальной экономики (далее - Порядок) определяет процедуру, регламентирующую выдачу поручительства субъектам национальной экономики уполномоченным лицом Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров).

2. Поручительство предоставляется юридическим лицам - резидентам Кыргызской Республики по решению Кабинета Министров с согласованием профильного комитета Жогорку Кенеша для оказания государственной поддержки в обеспечении обязательств по кредиту, лизингу или банковской гарантии.

Поручительство не может быть выдано для обеспечения обязательств по инвестиционным соглашениям, если доля инвестора не составляет минимум 30% от общей стоимости проекта, что должно быть подтверждено документально.

3. Основная цель поручительства — предоставить государственную поддержку субъектам для обеспечения национальной, экономической и продовольственной безопасности Кыргызской Республики, а также для стабильного развития экономики.

4. Поручительство может покрывать либо полностью, либо частично обязательства, не обеспеченные залогом по кредиту, лизингу или банковской гарантии.

5. Срок действия поручительства соответствует сроку действия договора между кредитором и субъектом, если иное не предусмотрено решением Кабинета Министров.

6. В данном Порядке используются следующие термины:

1) национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от угроз;

2) уполномоченный государственный орган по прогнозированию и исполнению бюджета - орган власти, отвечающий за выработку государственной политики и исполнение функций в финансовой сфере;

3) уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию - орган, отвечающий за разработку единой государственной политики в области экономики;

4) поручительство - механизм обеспечения обязательств субъекта перед финансовыми и международными организациями, предоставляемый уполномоченным лицом;

5) продовольственная безопасность - состояние, при котором республика обеспечивает продовольственную независимость и доступность продуктов для населения;

6) экономическая безопасность - защищенность экономики от угроз и способность к устойчивому развитию;

7) средства поручительства - средства из республиканского бюджета, предназначенные для выполнения обязательств по поручительствам;

8) поручитель - уполномоченное лицо, выдающее поручительство;

9) кредитор - организация, предоставляющая кредит и имеющая право на возврат средств;

10) субъект национальной экономики - юридическое лицо, зарегистрированное в Кыргызстане и осуществляющее хозяйственную деятельность.

Глава 2. Решение о предоставлении поручительства

7. Решение о выдаче поручительства принимается Кабинетом Министров с согласованием профильного комитета Жогорку Кенеша.

8. Инициатором проекта решения является уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию.

9. Для инициации решения о предоставлении поручительства в уполномоченный орган должны быть представлены следующие документы:

1) заявление о поручительстве;

2) копии учредительных документов, заверенные печатью;

3) копии паспорта руководителя и решение о назначении;

4) финансовые отчеты за три последних года. Если субъект работает менее трех лет — предоставляются отчеты за весь период;

5) проект кредитного договора или решение кредитного комитета;

6) способы минимизации рисков, включая залог, банковскую гарантию и другие механизмы;

7) согласие учредителей на заключение договора поручительства;

8) справка об отсутствии налоговой задолженности.

Если документы подаются через систему межведомственного электронного взаимодействия "Тундук", некоторые требования могут не применяться.

10. Для инфраструктурных и промышленных проектов могут потребоваться дополнительные документы, включая:

1) технико-экономическое обоснование;

2) проектно-сметная документация;

3) бизнес-план;

4) прайс-листы на оборудование;

5) контракты и соглашения;

6) финансовые отчеты за три года для организаций;

7) справки банков о движении средств;

8) справка о задолженности перед финансовыми организациями.

11. Перед инициацией проекта уполномоченный орган должен:

1) проверить полноту и правильность документов;

2) оценить стратегическое значение субъекта;

3) провести анализ эффективности проекта.

12. По результатам анализа принимается решение о предоставлении или отказе в поручительстве.

13. Отказ может быть в следующих случаях:

1) наличие нарушений финансовой дисциплины у субъекта;

2) если кредитные средства были получены в виде бюджетного кредита;

3) непредставление необходимых документов.

14. Проекты решений о предоставлении поручительства должны содержать:

1) наименование субъекта;

2) описание обязательства;

3) сумму и валюту поручительства;

4) право на безакцептное списание и способы обеспечения обязательств.

Глава 3. Условия предоставления поручительства

15. Субъект должен соответствовать следующим критериям:

1) быть резидентом Кыргызстана;

2) иметь долю в проекте не менее 30%;

3) иметь стратегическое значение для экономики;

4) не иметь просроченной задолженности.

Требования могут не применяться для субъектов, имеющих государственное участие более 50%, если проект важен для безопасности.

16. Кредиторы отвечают за финансовый анализ субъекта и должны ежегодно проводить анализ его платежеспособности.

17. Кредитор может привлечь независимого аудитора для оценки проекта.

18. Поручительство предоставляется после получения одобрения кредитора по итогам анализа.

19. Поручительство может быть солидарным или субсидиарным в зависимости от ситуации.

20. За предоставление поручительства взимается разовая комиссия в размере:

1) 1% от суммы, если она превышает 1 миллиард сомов;

2) 2% — если сумма составляет до 1 миллиарда сомов.

Комиссия перечисляется на счет поручителя.

21. Субъекты с государственным участием могут получить отсрочку по оплате комиссии на срок до 36 месяцев.

22. Если средства были использованы не полностью, сумма поручительства уменьшается, но комиссия не подлежит возврату.

23. В случае нецелевого использования кредитов поручитель может взыскать неустойку в размере 5% от суммы поручительства.

Неустойка перечисляется на счет поручителя.

24. Все расходы на оформление поручительства несет субъект.

25. При исполнении обязательств субъектом, обязательства поручителя освобождаются.

26. Ответственность поручителя определяется в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

27. Обязанности поручителя выполняются за счет средств уставного капитала, и годовой объем не должен превышать 80% от общего объема средств на поручительство.

28. Поручитель может выполнять свои обязательства через передачу долговых ценных бумаг.

29. Обязанность поручителя наступает при нарушении сроков обязательств субъектом.

30. Если задержка в финансировании или другие действия кредитора нарушают условия договора, кредитор теряет право предъявлять требования к поручителю.

31. Обязанность поручителя возникает только после получения заверенной выписки по счету и исчерпания всех мер по взысканию задолженности.

32. При наступлении обязательства поручитель уведомляется о сумме долга и приостановке начисления неустойки.

33. После исполнения обязательств поручителем он получает все права кредитора, и кредитор обязан предоставить все документы.

Возврат средств осуществляется на условиях, аналогичных кредитному договору.

34. Все поручительства предоставляются в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Глава 4. Особые условия поручительства за счет средств фонда развития регионов

35. Поручительство покрывает часть обязательств, не обеспеченных залогом, до 50% от стоимости проекта.

36. Сумма проекта для поручительства составляет от 30 до 250 миллионов сомов.

37. Поручительства предоставляются только субъектам из регионов, исключая Бишкек и Ош.

38. Отбор субъектов осуществляется Наблюдательным советом фонда развития регионов.

39. Поручительство предоставляется в форме субсидиарной ответственности.

40. Источники формирования средств составляют 20% средств на финансирование проектов, выделяемые на увеличение уставного капитала.

41. Обязанности поручителя осуществляются за счет уставного капитала, и годовой объем не должен превышать 80% от общего объема средств фонда.

42. Поручительство не выдается на обязательства, финансируемые за счет средств фонда.

Глава 5. Прекращение поручительства

43. Поручительство прекращается при завершении основного обязательства или его изменении, увеличивающем ответственность для поручителя, без согласия последнего.

44. Поручительство прекращается при переводе долга на другое лицо без согласия поручителя.

45. Поручительство также прекращается, если кредитор отказывается принять исполнение обязательств.

46. Срок действия поручительства истекает через год после наступления срока исполнения обязательств, если кредитор не предъявит требования в этот период.

47. Поручительство прекращается в случае сокрытия кредитором информации, что привело к неплатежеспособности заемщика.

Глава 6. Мониторинг деятельности субъекта

48. Поручитель имеет право на мониторинг деятельности субъекта с привлечением независимых экспертов.

49. Субъект обязан предоставлять необходимую информацию по запросу поручителя.

Глава 7. Источники формирования средств

50. Средства для поручительства формируются из:

1) средств, предусмотренных в республиканском бюджете;

2) аккумулированных средств на счетах казначейства;

3) средств уставного капитала;

4) других источников, не противоречащих законодательству.

Глава 8. Порядок формирования средств

51. Средства уставного капитала размещаются:

1) на депозитных счетах в банках;

2) в государственных ценных бумагах;

3) в драгоценных металлах;

4) в других финансовых инструментах.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК