Азиз Жамбакиев: Композиция — это фундамент любого произведения

Операторское искусство — это не только технические аспекты или визуальная эстетика, но прежде всего глубина смысла. Именно такой подход будет обсуждаться на мастер-классе «Кинокомпозиция. Фундаментальная основа киноизображения» в рамках Международного форума молодого кино «Умут», который проведет известный кинооператор Азиз Жамбакиев, обладатель «Серебряного медведя» и лауреат множества международных фестивалей. В интервью он поделился своим мнением о композиции как системном подходе, распространенных ошибках молодых операторов и преимуществах живого общения с аудиторией по сравнению с онлайн-форматами.
— Почему вы выбрали кинокомпозицию как тему своего мастер-класса? С чего начинается создание композиции в кадре — с технических аспектов или эмоционального выбора?
— Композиция — это основа всех произведений, не только фильмов. У многих коллег, как начинающих кинооператоров, так и опытных профессионалов, существует неверное понимание этого термина. Часто композицию воспринимают как отдельное выразительное средство. На самом деле это целая система или метод, который охватывает все визуальные элементы, с которыми мы работаем в кино. Поэтому важно прояснить это понятие. Фильм, в конечном итоге, является сложной композицией. Обладая знаниями и опытом, мы сталкиваемся с техническими и творческими вопросами, поскольку операторское искусство предполагает совмещение этих двух аспектов. Нельзя рассматривать профессию отдельно — либо технически, либо творчески. Оба элемента взаимосвязаны, как две стороны одной медали.
— У вас богатый опыт. Влияет ли на ваш подход к композиции место съемки, культура или стиль режиссера?
— Безусловно, место съемки, культура и жизненный опыт режиссера имеют значение. Однако, если говорить о композиции, существуют универсальные законы. Уникальные особенности региона, где происходит работа, влияют на эстетику фильма, но не на систему построения кадра. Например, пропорции в Европе имеют совершенно другое значение, чем в Азии, и один и тот же цвет может иметь различный символизм в разных культурах. Поэтому, как я уже говорил, существуют универсальные законы композиции, а также уникальные идентичности, формирующие эстетику.
— Какие распространенные ошибки допускают начинающие операторы при создании выразительных кадров?
— Многие операторы совершают аналогичные ошибки, игнорируя драматургическую основу произведения. Нельзя сосредотачиваться исключительно на атмосфере или красоте кадра. Я никогда не ставлю перед собой цель снять просто красивый кадр; для меня важно, чтобы изображение передавало смысл. Режиссер работает с актерами, которые стремятся выразить эмоциональное или интеллектуальное содержание сцены. Однако изображение может передать гораздо больше, чем игра актеров, оно может выразить внутреннее состояние персонажа, которое актерам бывает непросто показать.
Первая ошибка — это безответственное отношение к сценарию. Оператор не должен вмешиваться в основную идею фильма, но может вносить свои предложения. Я советую обращать внимание на такие понятия, как драматургия и ее законы, поскольку на этом все строится.
Вторая ошибка, о которой я буду говорить на своем мастер-классе, заключается в том, что даже опытные операторы и художники часто путают понятия композиции и компоновки. Они считают, что композиция — это самостоятельное выразительное средство, хотя это всего лишь система или метод.
— Как вы оцениваете изменения визуальных стандартов в современном кино? Есть ли тренды, которые вас вдохновляют или напрягают?
— В современном кино я наблюдаю, что визуальная составляющая переживает упадок. В изображениях и их драматургии сейчас довольно сложно встретить качественный киноязык.
В основном преобладают концептуальные подходы, отраженные в современных трендах. За последние годы произошел значительный технический прогресс: оборудование стало легче и доступнее, что упрощает процесс производства и открывает новые горизонты. Но если говорить о визуальной стороне кино, я скорее вижу упадок, чем развитие.
— Вы активно обучаете и участвуете в фестивалях. Что вам дают такие встречи с молодыми кинематографистами, как на форуме «Умут»? Замечаете ли вы новое визуальное мышление среди участников?
— Я работаю в кино уже 14 лет и за это время провел множество встреч в разных странах. У меня есть авторские курсы, которые я читал по всему миру. Эти встречи ценны тем, что происходят живые диалоги, где можно обмениваться мнениями.
Сейчас популярны онлайн-курсы и школы, что, безусловно, хорошо, однако ничто не заменит живого общения. Я воспринимаю это как энергию, когда происходит настоящий обмен.
Многое зависит от интереса аудитории. Я могу передавать огромное количество знаний, но если людям не интересно, информация воспринимается иначе. Когда есть заинтересованность, восприятие становится гораздо глубже.
— Назовите три фильма с выдающейся кинокомпозицией, которые могут стать образцом для начинающих операторов.
— Я выделил бы трех операторов, которые действительно изменили визуальное искусство и кинематограф. Никто из современных мастеров до сих пор не достиг их уровня. Конечно, речь идет о фильмах, в которых они работали.
Первый — Сергей Павлович Урусевский, знаменитый советский оператор, известный по фильмам Михаила Колотозова — «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба». Его работа уникальна тем, что он совершил революцию в использовании ракурса, освободив камеру. Он стал первым, кто начал снимать длинные, непрерывные кадры, несмотря на технические ограничения своего времени.
Второй — Георгий Иванович Рерберг, еще один выдающийся советский оператор, совершивший революцию в освещении. Его принципы освещения до сих пор являются основой для современного кино. Он первым в советском кино использовал отраженный свет, что открыло путь к импрессионистическому изображению, и не только в советском, но и в мировом кино. В его работах также присутствует метафизический элемент — область, которую можно объяснить только гением, особенно это видно в «Зеркале» Андрея Тарковского.
И, наконец, третий — итальянский оператор Витторио Стораро, который произвел революцию в работе с цветом. Его фильмы являются настоящей энциклопедией для всех, кто ищет себя в этом искусстве, о том, как работать с цветом и как к нему относиться. Кроме того, его подход к освещению делает его новатором и философом.
— Как вы оцениваете важность мероприятий, таких как «Умут», для индустрии и подготовки кадров?
— Безусловно, такие мероприятия, как «Умут», крайне важны, так как они предоставляют возможность для общения и будущих совместных проектов. На таких площадках люди могут познакомиться с профессионалами, обладающими реальным опытом, и найти единомышленников, с которыми возможно уже завтра создадут новое кино.
Напоминаем, что XII Международный форум молодого кино «Умут» пройдет в Бишкеке с 11 по 14 апреля. Церемония открытия состоится в кинотеатре «Ала-Тоо», а основные мероприятия будут организованы на двух площадках — в Доме кино имени Чингиза Айтматова и коворкинг-центре «Ололо-Юрт». В рамках форума планируются кинопоказы, лекции и мастер-классы. Вход на все события свободный.
Обсудим?
Смотрите также: