КЫР
Главные новости » Общество » Не чувствуют заботу ни дома, ни в школе — соцработник о буллинге и рэкете
Общество

Не чувствуют заботу ни дома, ни в школе — соцработник о буллинге и рэкете

337
На конец 2024 года в списках инспекции по делам несовершеннолетних находилось 3,6 тысячи школьников, а на внутреннем учете – еще больше. В Бишкеке предусмотрены штатные психологи, но не во всех школах столицы они работают.

Социальный работник Центра защиты детей Айнура Эмирканова рассказала 24.kg о том, как создать более доверительную атмосферу в учебных заведениях.

— Насколько важна проблема правонарушений среди учеников?

— Эта проблема всегда была актуальна, поскольку разные поколения детей проявляют агрессию по-разному. Ранее в воспитании больше использовались запреты, а сейчас дети имеют больше свободы для самовыражения.

К нам часто обращаются ученики, ставшие жертвами буллинга в школах. Мы, в ОО «Центр защиты детей», начинаем проводить профилактические мероприятия. Однако было бы замечательно, если бы в учебных заведениях существовала атмосфера, где каждый ребенок мог бы довериться кому-либо, помимо учителя или социального педагога.

— Что такое буллинг?

— Это систематические целенаправленные негативные действия по отношению к одному ребенку со стороны другого ребенка или группы. Это может быть не только физическое насилие, но и психологическое давление, изоляция и другие формы недопустимого поведения.

Буллинг может проявляться в различных формах, таких как:


  • физические или словесные нападения,

  • угрозы,

  • исключение из группы,

  • другие действия, наносящие вред.


Дети могут жаловаться на травлю по причине миграции родителей, не модной одежде и другим факторам.

— Что провоцирует агрессию у детей?

— Я считаю, что им не хватает эмпатии и доброты, так как они не испытывают заботы ни в школе, ни дома. Часто родители заняты, и у них нет времени на воспитание, чтение книг или общение с детьми. Дети остаются одни со своими смартфонами, в то время как взрослые тоже увлечены своими телефонами.

Кроме того, мы не учитываем чувства и потребности детей.

Взрослые часто хотят, чтобы им было удобно.
Учителя желают видеть послушных учеников, а дома родители требуют идеального порядка. Мы забываем, что сами когда-то были детьми, и допускаем те же ошибки. Это наш главный недостаток. Важно слушать детей и понимать их на уровне взгляда, уметь реагировать на их обращения за помощью, а не ждать, пока станет поздно.

— К каким последствиям может привести буллинг и агрессия со стороны одноклассников?

— Это может закончиться трагически, даже суицидами. Ребенок может остаться с психологическими травмами на всю жизнь или бросить школу.

Также жертвы насилия могут сами начать применять агрессию к более слабым детям.
Мы уже два года обучаем неформальных лидеров среди школьников, проводя занятия по бесконфликтному общению и управлению эмоциями. У нас есть положительные результаты: некоторые ученики, ранее считавшиеся хулиганами, стали членами школьного парламента и ролевыми моделями, призывающими своих сверстников к правильному поведению.
Читайте по теме Драки школьников. Как выбирают жертву и почему становятся агрессором
Эти дети обладают лидерскими качествами, даже если они негативные. Мы направляем их потенциал в положительное русло. Показываем, что они могут достичь чего-то большего, и выбор остается за ними. Да, не все это понимают. Есть и те, кто продолжает хулиганить, но также есть и те, кто изменил свое поведение.

— К кому могут обратиться дети в таких ситуациях?

— Классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу, родителям или друзьям, которым они доверяют.

К сожалению, во многих учебных заведениях нет психологов, а квалифицированных социальных педагогов недостаточно. Бывают случаи, когда дети обращаются за помощью, но их жалобы остаются без внимания. Это приводит к потере доверия к взрослым, и в следующий раз они могут просто не рассказать о своих проблемах.

— Как вы рекомендуете детям решать конфликты?

— Им нужно научиться общаться и выражать свои чувства. Дети часто прибегают к драке, так как не знают, как попросить о помощи. Им не объяснили, как это сделать, и поэтому они реагируют агрессивно. Иногда они могут напасть даже на взрослых.

Каждый ребенок — это отражение своих родителей. Мы сами воспитываем их в агрессии.
Конфликты происходят на улице, в транспорте, в школе и в доме. Дети впитывают все, становясь свидетелями конфликтов.

— Какую работу вы проводите в школах по профилактике насилия?

Центр защиты детей активно сотрудничает со школами, расположенными в жилых массивах на окраинах Бишкека, где учатся дети из семей мигрантов и в трудной жизненной ситуации.

Когда мы начали работать с родителями, они часто говорили: «Нас в детстве били, а наши дети непослушные, поэтому их тоже нужно наказывать». Это их метод воспитания. Все, что происходит с детьми, — это ответственность взрослых, а не самих детей.
Читайте по теме Драки, буллинг, нежелание учиться. Психолог о проблемах школьников
Для создания доброжелательной и безопасной атмосферы в школах мы проводим тренинги по эмоциональному выгоранию для педагогов, позитивному воспитанию для родителей и для самих учеников, обучая их быть равноправными тренерами.

Мы учим восьмиклассников основам безопасного поведения и предотвращения насилия, а также тому, как распознать буллинг и куда обращаться за помощью. В будущем эти ученики смогут проводить такие занятия для своих сверстников, тем самым повышая уровень доверия и эмпатии среди них.

Чтобы создать доверительную атмосферу, мы вместе со школами разрабатываем политику по профилактике насилия, стараемся сделать ящики для жалоб более привлекательными, чтобы дети могли анонимно сообщать о своих проблемах. Были идеи использовать QR-коды и чат-боты, но многие ящики стоят под видеонаблюдением, что нарушает конфиденциальность.

Также мы проводим диагностику среди учащихся. Например, в школе № 46 психолог каждую неделю проводит арт-терапию и беседы. Если у кого-то замечено агрессивное поведение или проблемы в семье, психолог информирует классных руководителей для своевременной реакции и профилактики.

Среди родителей тоже происходят изменения. Обычно их сложно собрать, но, например, в школе № 81 посещаемость собраний возросла до 80 процентов благодаря новому интерактивному формату, который позволяет родителям лучше узнать своих детей и способы общения с ними.
Читайте по теме Бороться с буллингом и кибербуллингом в школах Кыргызстана намерены чиновники
Важно проводить внеурочные командные занятия, которые будут интересными и интерактивными. Это могут быть квесты, игры или совместные действия, такие как уборка в классе. Главное, чтобы подростки сами предлагали формат. Учитывая их мнение, мы помогаем им развить чувство ответственности и желание участвовать.

Мы, взрослые, способны изменить поведение наших детей (помните, даже старшеклассники все еще дети). Нам нужно постоянно слушать и общаться, проявлять заботу, которую они могли не получить вовремя, и строить доверительные отношения.

Даже если ребенок совершил ошибку, важно его выслушать и объяснить, почему его действия были неправильными, попросить представить себя на месте пострадавшего. Это способствует развитию чувствительности и эмпатии у детей.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК