Безопасный путь в школу. Как десятиклассница борется с ДТП в своем родном селе

Она стала финалисткой программы Beginit, что вдохновило ее на реализацию проекта «Безопасный путь в школу». В рамках работы над проектом школьница провела исследование ситуации с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) в стране, составила опросник, выполнила картирование местности и проанализировала транспортный поток в пределах 500 метров от своего села.
В интервью для 24.kg Айбегим поделилась подробностями своего проекта, планами на будущее и решениями, которые могут помочь снизить количество ДТП в Кыргызстане. Она акцентирует внимание на создании безопасной дорожной инфраструктуры для пешеходов. После завершения всех исследований девушка намеревается представить свои предложения местным депутатам и ГУОБДД МВД.
Фото Айбегим Атановой
— Как возникла идея проекта «Безопасный путь в школу»?
— Вопрос безопасности на дорогах очень важен для нашего региона. В этом году в нашем селе произошел трагический случай — девятилетнего мальчика сбила машина, что стало огромной утратой для его семьи и шоком для водителя. Одна ошибка привела к разрушению жизни, а общество потеряло потенциального участника своего развития.
Каждый год в Кыргызстане происходит более 6 тысяч ДТП, и эта цифра остается стабильной. Дети-пешеходы часто становятся жертвами аварий на пути от школы домой.


Дети — это наиболее уязвимые участники дорожного движения, находящиеся на стадии формирования. У них еще не развиты адекватные сенсомоторные реакции, которые позволили бы вовремя отреагировать на опасность. При столкновении их маленькие размеры делают удар особенно опасным для жизненно важных органов.
— Почему вы выбрали концепцию Vision Zero для своего проекта?
— В рамках программы Beginit я изучала основы социального лидерства и проектного управления. Завершив курс, участники должны реализовать собственные проекты по повышению безопасности на дорогах в своих населенных пунктах.
ДТП — это не неизбежный результат автоматизации, а следствие ошибок в инфраструктуре.
Айбегим Атанова
В 2023 году количество жертв ДТП составило 783 человека, что является колоссальной утратой. Человеческая жизнь — это высшая ценность, и поэтому развитие дорожного транспорта должно сопровождаться усилением мер безопасности.
Концепция Vision Zero, разработанная в Швеции в 1997 году, направлена на снижение смертности на дорогах и улучшение безопасности дорожного движения. Она основывается на принципах, согласно которым человеческие жертвы недопустимы.
— Какие меры необходимо принять?
— Во-первых, необходимо учитывать различия в движении участников дорожного движения. Автомобили, пешеходы и велосипедисты передвигаются с разной скоростью, и их потоки должны быть четко разделены. Автомобили должны использовать дороги, пешеходы — тротуары, а велосипедисты — велодорожки. Смешение этих потоков приводит к хаосу, где возникают аварийные ситуации.
Во-вторых, важно обучать людей правилам безопасного поведения на дорогах. Многие аварии происходят из-за превышения скорости, поэтому водителям следует ограничивать скорость до 30 км/ч в местах с большим потоком детей. Это может снизить вероятность травм на 10%.
В-третьих, нужно упростить дорожную среду. Дети до 10 лет не всегда понимают знаки дорожного движения, поэтому вместо сложных символов у перекрестков лучше использовать цветовые ассоциации, которые помогут им ориентироваться.
В-четвертых, важно создать физические ограничения. Инфраструктура не должна полагаться на законопослушность водителей. Если кто-то за рулем в состоянии алкогольного опьянения, то светофоры и знаки не помогут. Необходимо устанавливать физические барьеры, такие как островки безопасности или искусственные искривления дороги, которые замедляют движение. Это может снизить риск аварий и защитить пешеходов.
— Какие шаги вы уже предприняли в рамках своего проекта?
— Я провела исследование ДТП в Кыргызстане, собрала данные через опросы, составила карту проблемных мест и выявила основные трудности, с которыми сталкиваются различные возрастные группы. Затем я проанализировала транспортный поток и провела полевые исследования в радиусе 500 метров от села, используя Google Forms и карту Яндекс для визуализации собранных данных.
На основе выявленных проблем я начала разрабатывать рекомендации для реализации концепции Vision Zero, а сейчас завершаю подготовку документа с предложениями для этой территории.


— С какими трудностями вы столкнулись?
— На начальном этапе было сложно собрать мнения респондентов. Для получения качественных данных важно было адаптировать подход под разные возрастные группы. Некоторые люди реагировали с недоверием, полагая, что ничего не изменится, и не хотели давать точные ответы. Мне нужно было убедить их в значимости их мнений, ведь мы все используем одни и те же дороги, и каждый может заметить проблемы, которые упускают другие.
— Есть ли у вас мечта, связанная с этой темой?
— Развитие инфраструктуры требует инвестиций, но Vision Zero — это стратегия на десятилетия, а не на один год. Как и в образовании и здравоохранении, это вложение в будущее. ВОЗ оценивает, что страны теряют от 1 до 3 процентов ВВП каждый год из-за ДТП. Каждая серьезная авария влечет за собой расходы на лечение и реабилитацию, а предотвращение аварий помогает сохранить жизни и сократить затраты. В долгосрочной перспективе Vision Zero может снизить нагрузку на здравоохранение и социальные службы.


Я вижу проект Vision Zero как стратегию, которую можно развивать по всей области и масштабировать на другие регионы Кыргызстана. Эта концепция уже продемонстрировала свою эффективность. В странах с наименьшим числом ДТП она закреплена на законодательном уровне. Я надеюсь, что Кыргызстан продолжит двигаться в этом направлении, строя безопасное будущее, где каждый ребенок будет чувствовать себя в безопасности.
Обсудим?
Смотрите также: