Садыр Жапаров: Провокаторы пытаются стравить народы Кыргызстана и Казахстана
«Провокаторы пытаются посеять раздор между народами двух стран»
Садыр Жапаров обратился к гражданам с призывом не поддаваться на провокации, которые направлены на разжигание конфликта между кыргызским и казахским народами. Его комментарии последовали после двухчасовой аудиозаписи о хане Кенесары, опубликованной в YouTube.
На своей странице в Facebook президент подробно изложил свои мысли:
«С давних времён кыргызский и казахский народы были братьями, объединёнными духовной близостью. Наши предки выразили эту историческую связь одной фразой: «казах и кыргыз — родственные народы».
Когда речь заходит о дружбе между нашими народами, я всегда вспоминаю строки известного казахского поэта Жубана Молдагалиева:
«Мен – казакмын, кыргыз ал – туушканым,
Бирге тарткан буудандын куюшканын.
Энебиз да кара көз бир кыз, балким,
Бөлүп берген эгизге бир ууч нанын!»
(Перевод: Я казах, и кыргыз - мне родня.
И судьба нас связала одна,
Может, мать у нас — черноглазая одна,
Что близнецам дала один кусок хлеба!)
К сожалению, всегда найдутся те, кто не может смириться с исконным единством двух народов и старается посеять между нами раздор. Такие личности часто искажают историю и стремятся вызвать конфликты.
Одной из часто используемых тем для провокаций являются трагические события XIX века, включая вторжение хана Кенесары на землю кыргызов и последующие события, приведшие к его гибели. Я давно наблюдаю за теми, кто пытается использовать эту тему для своих целей.
Важно отметить, что я хорошо знаком с этой историей, так как мой покойный отец, Нургожо ажы, был историком и санжырачы. Я получил от него много знаний и информации. Факты, касающиеся этого периода, также были освещены кыргызскими учеными, такими как Белек Солтоноев и Бегималы Жамгерчинов.
Особое внимание стоит уделить тому, что Белек Солтоноев собрал множество воспоминаний очевидцев тех событий и тех, кто встречался с ханом Кенесары и другими казахскими султанами, а также знал кыргызских манапов и батыров.
Несомненно, хан Кенесары боролся против колониализма и был настоящим батыром, но нельзя забывать, что он вторгся на кыргызскую землю и встретил сопротивление.
Существуют исторические свидетельства, подтверждающие это, включая содержание переговоров между Кенесары и Ормон ханом, кровопролитные столкновения в Чуйской долине и проявленную Ормон ханом военную стратегию, известную как «Ормонская угроза», которая привела к поражению войска Кенесары.
Таким образом, Ормон хан одержал истинную победу в открытом сражении, где встретились достойные воины. Он не прибегал к подлостям.
Также известно, что между Кенесары и Ормоном возник спор по поводу ханского титула. На требование Кенесары подчиниться, Ормон хан ответил: «Я старше, пусть он уступит мне ханство» — это зафиксировано в исторических источниках. Кенесары, естественно, отказал, сославшись на малочисленность войска Ормон хана.
Некоторые ставят под сомнение ханский титул Ормона. Я хочу подчеркнуть, что кыргызский народ — древний, и у нас с давних времён существовала традиция возведения на ханство, уходящая корнями в эпоху до Чингисхана!
Оскорблённый ответом Ормон хана, Кенесары вторгся в Чуйскую долину, напав на кыргызские роды и принося кровопролитие в мирные аилы, вплоть до того места, где ныне расположен город Токмок. Жители Чуй, придерживавшиеся принципа «За жестокость надо отвечать строго», объединились. Ормон хан, наблюдая за ситуацией, лично принял участие в сражении под Токмоком.
Он использовал свой военно-политический метод, известный как «Ормонская угроза», который по духу схож с тактикой древнекитайского полководца Сунь-цзы. Например, Сунь-цзы говорил:
«Если ты рядом с врагом — покажись далёким, если ты далеко — покажись близким.
«Сначала разбей ряды врага без прямой атаки.
«Если он в гневе — успокой его, усиль его гордыню.
«Если он расслаблен — заставь его хвастать своей силой.
«Если он един, — разбей его изнутри».
Судя по всему, именно эти принципы были использованы Ормон ханом в битве с Кенесары.
Из-за этого один воин Ормон хана воспринимался Кенесары как десять, а лошади с привязанными к хвостам ветвями облепихи поднимали пыль на Шамшинском перевале, создавая иллюзию целого войска. Кенесары был вынужден отступить и оказался в болотистой местности возле Токмока. Сражение проходило не в горах, а на равнинных болотах в районе Токмока — так хан Кенесары был побеждён.
Интересно, что, несмотря на утверждения в этом видео, сражение не имело отношения к русским войскам: такие выдающиеся личности, как Балбай батыр, Боронбай бий и Алымбек датка, не принимали участия в этом столкновении. Они не успели добраться до Чу, так как войско Ормона уже одержало победу, поскольку Кенесары напал неожиданно.
Что касается головы Кенесары, русские не поверили в его гибель и отправили делегацию с просьбой: «Отдайте нам тело для исследования,
мы заберём его в Омск». Таким образом, голова Кенесары была сначала доставлена в Омск, а затем — в Санкт-Петербург.
Это уже история, из которой мы должны извлекать уроки. Актуальность этих уроков в современном мире только возрастает.
К сожалению, провокаторы, стремящиеся посеять ненависть, до сих пор не могут успокоиться. Я наблюдаю за этим явлением долгое время. Появилась сила, которая намеренно пытается вызвать разногласия между двумя народами, провоцируя взаимную неприязнь. Такие злопыхатели действуют с обеих сторон, искажают исторические факты и предания, как в этом видеоролике, делая недопустимые выводы о том, что кыргызы якобы действовали в союзе с внешними силами против казахского народа.
Они оскорбляют целый народ и, подобно подливанию масла в огонь, постоянно поднимают эту тему в выгодном для себя ключе, что вызывает серьёзные размышления.
Тем не менее, кыргызский народ никогда не нападал первым. Со времён кочевников и воинов прошло много времени, эпохи сменились. Теперь настало время других отношений. Кыргызстан и Казахстан должны укреплять свою государственность и сохранять братство. Мы должны гордиться той близостью и родственно-сватовскими отношениями, которые только укрепляются с веками. Лично я горжусь этим.
Женой моего прапрадеда Солтонкула была казашка по имени Нооча, так что я в какой-то степени племянник казахского народа. Среди казахов также много наших племянников. Поэтому я верю, что сознательные и образованные представители обоих народов, особенно молодёжь, не станут жертвой таких провокаций! Я уверен, что достойные сыновья и дочери казахского и кыргызского народов будут объективно изучать историю, противостоять провокаторам и вносить вклад в укрепление вечной дружбы!
Там, где есть единство — там и благополучие. Будем едины!».
Фото: www
Обсудим?
Смотрите также: