Драки школьников. Как выбирают жертву и почему становятся агрессором
Трагические события
Новая учебная четверть началась с серии инцидентов. Так, в селе Комсомол Сокулукского района 5 сентября 2024 года в результате драки скончался 15-летний школьник.В Канте 22 января 2025 года драка между старшеклассниками привела к трагедии — умер 16-летний подросток спустя несколько дней.
В столичной школе № 72 в микрорайоне «Джал» восьмиклассник был избит в туалете 21 января, и умер 4 февраля после реанимации. На встрече с депутатами по этому делу обсуждались факты рэкета в школе, где один из старшеклассников, по слухам, требовал 50 сомов.
В селе Каратай Кара-Суйского района Ошской области в феврале после избиения скончался девятиклассник.
Существуют также и другие инциденты, не законченные трагично. Например, в Баткене одного школьника ранили ножом. В столичной школе № 93 группа учеников избила семиклассника, а в гимназии № 13 Бишкека обсуждали случай рэкета и избиения 11-летнего ученика.
Читайте по теме Школьный рэкет продолжается. Омбудсмен требует от правоохранителей принять меры
По всем случаям, связанным с гибелью детей, начаты уголовные дела. Как обычно, расследование «взято под контроль» вышестоящими должностными лицами. Некоторые чиновники и директора школ были отстранены от своих позиций.
Многие пользователи социальных сетей выражают недоумение, почему ответственность несут учителя, которых и так не хватает, в то время как родители остаются безнаказанными за недостатки в воспитании. Кроме того, возникает вопрос, почему школьные администрации не в курсе происходящего в туалетах и способна ли охрана и системы видеонаблюдения что-то изменить.
К слову, финансирование охраны в большинстве местных бюджетов отсутствует, хотя ранее родители собирали деньги на охрану, но это было запрещено.
Некоторые пишут: «STEAM, Сингапур, переход на 12-летнее обучение... Лучше бы занялись воспитанием и качественным образованием детей».
После каждого инцидента Министерство образования и науки напоминает, что согласно Закону «Об образовании» родители несут полную ответственность за здоровье и жизнь своих детей вне территории образовательной организации и вне учебного времени.
Родители даже подписывают расписку о своей ответственности.
Причины агрессии
«Мы также глубоко обеспокоены происходящим», — отметил 24.kg Болот Иманалиев, завсектором по организационной и воспитательной работе МОиН. — Безопасность детей должна быть в центре внимания всех государственных структур. Мы проводим работу, но, к сожалению, драки продолжаются. На каждый инцидент мы реагируем оперативно, анализируя, из каких семей дети происходят, где их родители и как их воспитывают».Однако такой анализ не вернет жизнь погибшим. Почему профилактические меры не работают? Ответы на этот вопрос неоднозначны, и причин много.
По информации представителя Минобразования, в школах выделены группы риска, с которыми работают классные руководители, психологи и социальные работники.
По статистике, на конец 2024 года на учете инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) состояло 3,6 тысячи учащихся, а на внутреннем учете еще больше.
«Не все из них происходят из неблагополучных семей. Есть случаи, когда дети воспитываются в неполных семьях или живут с родственниками, пока родители в миграции. Поэтому социальные педагоги должны применять индивидуальный подход. Возможно, кому-то не хватает родительского внимания или ласки, а некоторым просто хочется проявить себя в переходный период», — добавил Болот Иманалиев.
Читайте по теме Драки в школах. На учете ИДН состоит более 3 тысяч учеников
Психологи указывают, что агрессия — это важная эмоция, но не все умеют ее контролировать, поэтому необходимо развивать навыки самоконтроля.
«Подростковая агрессия всегда существовала: у ребят появляются силы, происходят физиологические и гормональные изменения. Они взрослеют и не знают, как использовать свою силу», — пояснила 24.kg психолог Асель Суюмбаева.
По ее словам, в школьном буллинге всегда присутствуют жертва и агрессор.
Почему ребенок становится жертвой — это понятно: он чем-то выделяется. Но почему другие становятся агрессорами? Это волевой акт. Кто в этом виноват?
Асель Суюмбаева
«Если ребенок стал агрессором, нужно искать причины в семье. Они не становятся такими просто так. Унижение других дает возможность подняться в собственных глазах, — подчеркнула она. — Популяризация силовых видов спорта и бои без правил также влияют. Надо объяснять детям, что такой стиль поведения приемлем только на ринге, но не в жизни».
Специалист также отметила, что связь между родителями и детьми ослабла. Взрослые перестали общаться с детьми.
«Как родитель, я бы хотела знать, что я сделала не так, почему ребенок не делится проблемами? Возможно, он не хочет расстраивать родителей. Но, как правило, по взгляду или поведению можно понять, что что-то не так», — заметила Асель Суюмбаева. — Возможно, мы, родители, стали менее внимательными к детям, а подросток, видя поведение своих родителей, может не захотеть открываться им».
Она добавила, что многие случаи буллинга остаются недоступными для обсуждения, что затрудняет борьбу с этой проблемой.
В Бишкеке предусмотрены штатные единицы психологов в школах, финансируемые из местного бюджета, в то время как регионы остаются без средств.
Недостаток жизненного опыта
Назгуль Турдубекова, глава ОФ «Лига защитников прав ребенка», отметила, что дети еще не морально зрелые и не понимают, что негативное отношение к ним недопустимо. Кроме того, подростки не всегда знают, к кому обратиться за помощью.Школы часто стараются скрывать проблемы, чтобы не испортить свою репутацию.
«Сотрудники образовательных учреждений избегают фиксировать инциденты, чтобы не привлекать внимание к руководству. Наоборот, нужно взять эту проблему под контроль и поощрять директоров, социальных педагогов и классных руководителей за выявление случаев насилия и правонарушений», — считает правозащитница.
Она также подчеркнула, что нельзя запрещать подросткам сообщать о насилии и обсуждать это в социальных сетях.
«Только так можно понять, что происходит в школах. В противном случае мы не сможем контролировать ситуацию: проблема остается скрытой, а подростки привыкли молчать. В их культуре жаловаться считается стукачеством, а выдерживать натиск — героизмом. Эти мифы нужно развенчивать и на высоком уровне признавать, что это зло», — добавила Назгуль Турдубекова.
Недостаток авторитета
Глава ОФ считает, что случаи рэкета в школах указывают на кризис в системе профилактики правонарушений. «Существующие подходы не работают на уровне выявления и реакции. Социальные педагоги перегружены», — сказала она.Асель Суюмбаева также согласна, что школы не справляются с задачами.
«Явно отсутствует достаточная работа в связке «воспитательный завуч — социальный педагог — ИДН». Связь «государство — школа — родители» также нарушена.
Читайте по теме Бороться с буллингом и кибербуллингом в школах Кыргызстана намерены чиновники
Сейчас наблюдается снижение авторитета как учителей, так и родителей. Дети изменились, и между ними и взрослыми возникла пропасть. Кроме того, на педагогов негативно влияет отношение общества и государства, что делает их уязвимыми и менее авторитетными. Учителя боятся высказываться, так как это может привести к проверкам и отвлечению от основной работы. Мало кто хочет взять на себя классное руководство, хотя это важный инструмент для понимания, чем занимаются дети и какие у них родители», — отметила она.
Психолог привела пример, когда один из родителей при учителях сказал своему ребенку: «Сынок, внутренний учет — это не страшно!» Как можно ожидать положительных изменений от такого подростка? Важно правильно объяснять, как учет может повлиять на будущее детей, без угроз и спокойно, — добавила Асель Суюмбаева.
Что делать?
Этот вопрос волнует многих. Рассматриваются разные предложения:- Улучшить профилактику, чтобы дети понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и осознали, что не следует применять силу к младшим, а конфликты нужно решать мирным путем.
- Работать над идеологией молодежи и занять свободное время подростков, направляя его на полезные дела.
- Усилить межведомственную координацию в профилактике правонарушений среди детей.
- Увеличить бюджет на безопасность детей в образовательных учреждениях.
- Обучать ответственному родительству, так как многие не знают, как правильно воспитывать детей.
Назгуль Турдубекова подчеркнула необходимость внедрения видеонаблюдения в школах и на прилегающих территориях, а также системы мониторинга видеозаписей.
Читайте по теме Драки, буллинг, нежелание учиться. Психолог о проблемах школьников
«Многие видеозаписи хранятся всего несколько дней, что затрудняет восстановление полной картины событий. Нужно увеличить объем памяти для хранения видео. Необходим контроль не только со стороны директора, но и других органов, включая ИДН и институт омбудсмена. Родители должны активно участвовать в обеспечении безопасности своих детей в школах, иначе изменить ситуацию будет сложно», — отметила она.
Другие представители образовательного сектора утверждают, что родители должны нести основную ответственность за своих детей. Кодекс о правонарушениях предполагает штрафы за уклонение от родительских обязанностей.
При случаях буллинга иногда, по словам психологов, необходимо сменить обстановку или место учебы, чтобы отвлечь ребенка. При этом важно учитывать его мнение о том, где он хотел бы учиться.
Обсудим?
Смотрите также: