Активистка требует утвердить новое положение по госпитальным школам для детей в больницах
Образование в госпитальных школах — это не просто уроки
Дети в некоторых больницах, таких как онкологическое отделение, могут находиться на лечении от полугода до нескольких лет. В это время они лишены общения со сверстниками и обычной жизни, но образование должно продолжаться.Аляева поделилась, что впервые узнала о концепции госпитальных школ в 2018 году на лекции Сергея Шарикова, который руководит проектом "УчимЗнаем". Он рассказал о том, как в сотрудничестве с благотворительным фондом "Подари жизнь" и мэрией Москвы была открыта школа на территории больницы.
Она отметила, что его слова о том, что дети должны продолжать обучение, даже находясь в больнице, произвели на нее сильное впечатление. "Шариков подчеркивал, что педагогическая поддержка помогает детям не только учиться, но и сохранять мотивацию. У них появляется цель — выздороветь и вернуться к ровесникам", — рассказала Аляева.
Решив создать аналогичный проект в Кыргызстане, она обратилась к тогдашнему министру образования Гульмире Кудайбердиевой. Министр поддержала эту идею, и они вместе посетили московскую больницу имени Димы Рогачева. После их визита был подписан меморандум между Министерством образования КР и проектом "УчимЗнаем".
Сначала они создали учебный кабинет в старом здании детского отделения Национального центра онкологии и гематологии. Учителя из 60-й школы приходили к детям, несмотря на небольшую заработную плату, которая была сопоставима с надомным обучением. "Учителя проводили с детьми по несколько часов, несмотря на их состояние. Дети ждали их с нетерпением, несмотря на капельницы и боль", — рассказала Аляева о первых шагах проекта.
Постепенно стало ясно, что необходимо системное решение. Нужен был документ, учитывающий особенности стационарного обучения: продолжительность уроков, квалификацию педагогов и уровень оплаты. Госпитальная педагогика требует не просто уроков в палате, а комплексного подхода, который помогает детям верить в себя и развиваться.
В результате была сформирована межведомственная группа, в которую вошли врачи, представители Минздрава, педагоги и чиновники с поддержкой ЮНИСЕФ. Документ был разработан через несколько месяцев.
Однако в стране произошли изменения. Положение было отправлено на согласование к министру Бейшеналиеву, где оно пролежало в ожидании целый год.
Ситуация обострилась, когда после переезда онкологического отделения директор больницы Маймерова прекратила допуск учителей, ссылаясь на инфекционные риски, хотя на самом деле причиной стали плохие отношения с фондом "Помогать легко", утверждает Аляева.
Тем не менее учителя продолжали приходить и проводить уроки под окнами. "Сергей Шариков упоминал об этом на конференциях, и зал вставал и аплодировал таким учителям. Они настоящие герои, которые знают, зачем они там", — добавила Аляева.
Активисты обращались в прокуратуру и в Жогорку Кенеш, но не получили ответа, кроме одного предложения о более внимательном отношении к обучению детей, находящихся на длительном лечении. В 2021 году вице-премьер Эдиль Байсалов посетил онкологическое отделение и отметил необходимость масштабирования проекта, однако дело не продвинулось дальше разговоров.
В декабре 2024 года на форуме по госпитальной педагогике эксперты, юристы и инклюзивные педагоги заявили, что текущая редакция положения неприемлема и дискриминирует детей. Предыдущая рабочая группа выразила готовность пересмотреть документ, но, по словам Аляевой, их предложения были проигнорированы.
Дети в больницах — это не просто пациенты. Это личности, которым нужны образование, поддержка и надежда.
Обзор позиции ведомств
Министерство образования и науки КР кратко прокомментировало заявление Динары Аляевой."Ваши предложения были внимательно изучены и учтены. Мы открыты к диалогу, если у вас есть дополнительные вопросы или предложения", — отметили в министерстве.
Однако ведомство не прокомментировало обвинения в адрес своих сотрудников.
Шайырбек Сулайманов, директор Национального центра охраны материнства и детства при Минздраве КР, сообщил Kaktus.media, что госпитальная школа продолжает функционировать в детском отделении онкологии.
"Мы работаем по действующему положению. У нас 70 койкомест, и все дети школьного возраста, находящиеся на лечении, получают образование", — сказал он.
По его словам, учителям предоставляются необходимые помещения для работы, и вопрос с оплатой решается не на уровне Национального центра.
Заместитель руководителя кабинета министров Эдиль Байсалов прокомментировал ситуацию с документом следующим образом:
"Мы разрабатываем новые стандарты и намерены продвигаться дальше. В ближайшее время вы услышите о планах руководства страны по строительству новых больниц с учебными классами для детей", — заявил он в интервью Kaktus.media.
Обсудим?
Смотрите также: