III Бишкекский кинофестиваль оказался самым стабильным, а значит самым главным в ЦА, - казахстанский кинокритик Гульнара Абикеева
Она отметила, что именно стабильность фестиваля вывела его на первое место среди аналогичных мероприятий, несмотря на то, что это только третье его проведение и он не является самым масштабным по количеству участников.
Гульнара Абикеева
В статье Абикеева также высказала свои впечатления о фестивале:
«Окно в Центральную Азию
Согласно ее словам, в начале весны киргизы объявили о проведении фестиваля, начали его организацию и приглашение гостей, что в отличие от нашего кинофестиваля «Евразия», который проходит в хаотичном режиме, является важным фактором. Это позволяет заранее объявить о приеме заявок и создать качественную программу. В результате, «Евразия», когда-то входивший в тридцатку лучших фестивалей мира, в последние годы стал менее заметным.
Аналогичная ситуация наблюдается и с Ташкентским кинофестивалем, который, несмотря на свое историческое значение, не смог сохранить стабильность. После возрождения он снова не состоялся в прошлом году.
В Душанбе также проходят попытки организации государственного фестиваля, но стабильность там отсутствует. Для успешного фестивального движения важно, чтобы зрители знали о его проведении и ждали его, чтобы иметь возможность увидеть фильмы региона.
Фестивали в нашем регионе — это возможность познакомиться с кыргызскими, казахскими, узбекскими, таджикскими и туркменскими фильмами, и такая площадка крайне необходима.
Программы и гости
Что нового было предложено организаторами на этом фестивале?
В дополнение к двум основным конкурсам — международному и центральноазиатскому — был введен третий конкурс под названием Kyrgyzbox, который включает в себя наиболее успешные кыргызские фильмы, выпущенные с прошлого фестиваля. По словам кинематографистов, в Кыргызстане не так много фильмов, чтобы игнорировать их работу. Даже в первых двух конкурсах были показаны коммерческие ленты, поскольку в стране фильмы создаются в первую очередь для зрителей, а не для фестивалей. Это уникальная ситуация, особенно когда в Казахстане часто говорят о трудностях в прокате из-за небольшого населения.
Фестиваль включал девять программ, а призовой фонд составил 50 тысяч долларов, равномерно распределенных между тремя конкурсами, что подчеркивает уважение к региональному и национальному кино.
Кроме того, была показана ретроспектива, посвященная 95-летию выдающегося кыргызского режиссера Толомуша Океева, а также неделя французско-немецкого кино.
Центральноазиатский питчинг стал важной бизнес-платформой, где были представлены десять проектов будущих фильмов, и прошли мастер-классы с участием иностранных специалистов.
На фестиваль в Бишкек приехали 120 международных гостей. Это значительно меньше, чем на Ташкентском кинофестивале два года назад, но качество гостей, среди которых были уважаемые кинематографисты из Европы и Азии, говорит о высоком уровне события. Семь иностранных продюсеров оценивали проекты на питчинге, а также присутствовали отборщики кинофестивалей и зарубежные журналисты. В этом году в Бишкеке впервые работало жюри ФИПРЕССИ — международной ассоциации кинокритиков, а также гости из Центральной Азии, которые не только присутствовали, но и участвовали в конкурсах и питчинге.
Казахский «автобус»
«Автобус» в кавычках, так как ожидалось, что все участники и гости из Казахстана соберутся в одном автобусе, но по разным причинам они добирались до столицы Кыргызстана по-разному, включая занятость. Фестиваль совпал с питчингом ГЦПНК в Алматы.
Кто же представлял Казахстан на фестивале?
Конкурсанты. Казахстанское кино продолжает оставаться лидером в Центральной Азии на международных кинофорумах. Три наших фильма были представлены в двух конкурсах. В международном конкурсе — «Шегiрткелер, ваш выход» Ольги Коротько, который в 2024 году будет представлять Казахстан в Локарно. К сожалению, Ольга не смогла присутствовать, поэтому фильм представляла актриса Инжу Абеу.
В центральноазиатском конкурсе участвовали два фильма, один из которых — «Авель» Ельзата Ескендира, где актер Ерлан Толеутай получил приз «За лучшую роль», а другой — «Жоктау», удостоившийся приза за «Лучшую режиссуру» от Аруана Анартаева. Все три фильма уже успели завоевать призы на других фестивалях, и успех в Бишкеке подтвердил их достижения.
Аруан Анартаев на сессии вопросов и ответов
Участники питчинга. Питчинги играют ключевую роль в поиске потенциальных сопродюсеров и дистрибьюторов, и чем больше таких мероприятий проходит, тем выше шансы на международный успех фильма.
В CAF Pitch представили четыре проекта из Казахстана: «Коркыт» Аруана Анартаева и Екатерины Суворовой; «SOS, Арал» Артёма Ганцева и продюсеров Гульсины Мустафиной и Азата Хакимова; «Инцидент в Торетаме» Шарипы Уразбаевой и Дианы Ашимовой; «Дорога памяти» Лауры Мухиевой и Маржан Бекмаганбетовой. В итоге последний проект занял второе место в питчинге, получив приз и признание.
Журналисты. Уровень кинофестиваля можно оценить по представителям СМИ. На фестивале в Бишкеке было приглашено больше зарубежных журналистов, среди которых пятеро из Казахстана: Галия Байжанова, Гульажар Машрапова, Рамазан-Малик Елеусиз, Ораз Керейбаев и я. Мы были приятно удивлены тем, что кыргызские коллеги читают и учитывают наше мнение.
Дистрибьюторы. Представители казахстанских стриминговых компаний также посетили фестиваль. Анара Жунусова, продюсер Unico, поделилась интересной презентацией, подчеркнув важность объединения в нашем Центральноазиатском регионе.
Теперь пора перейти к фильмам.
Международный конкурс
В этом году было представлено девять фильмов из таких стран, как Чехия, Германия, Мьянма, Монголия, Индия, Южная Корея, Турция, Казахстан и Кыргызстан.
Гран-при получил фильм из Мьянмы «Крик тишины», рассказывающий о гражданской войне и судьбе женщины, работающей на швейной фабрике и присоединившейся к забастовке. Режиссёр Те Мо Наинг ранее стал известен с дебютом «Монах» в 2014 году и вернулся с новым произведением, которое больше рассказывает о жизни в его стране, чем новости.
Гран-при международного конкурса получает продюсер фильма «Крик тишины»
Также не случайно успех монгольского фильма «Таксист молчаливого города», который был отмечен призами за «Лучшую режиссуру» (Сэнгэдорж Жанчивдорж) и «Лучшую актёрскую работу» (Тувшинбаяр Амартувшин). Фильм рассказывает о 32-летнем мужчине, не смогущем найти работу после тюрьмы и ухаживающем за бродячими собаками. После того как он устроился водителем в похоронное бюро, его жизнь меняется. Монгольское кино в настоящее время на подъеме, и «Таксист молчаливого города» уже получил Гран-при в Таллине в 2024 году. Сэнгэдорж Жанчивдорж, известный с 2010 года, когда вышел его дебют «Кислород», продолжает удивлять своим талантом.
Приз за «Лучшую операторскую работу» получил кыргызский фильм «Качкын» («Сделка на границе») режиссёра Дастана Жапар уулы. Этот фильм, признаваемый на международной арене, затрагивает темы трудового рабства и наркоторговли, показывая человеческое достоинство главного героя, который решает вернуть тело незнакомой девушки ее семье. Операторская работа в картине завораживает и передает любовь и уважение к кыргызскому народу.
Центральноазиатский конкурс
Гран-при и приз ФИПРЕССИ в этом конкурсе получил кыргызский фильм «Мерген» Чингиза Нарынова, который стал настоящим открытием фестиваля. Это первая мировая премьера картины, и она привлекла наибольшее внимание. Странная и мистическая история о пропаже шестилетней девочки тесно связана с нуворишем, открывающим завод по добыче золота. Фильм удачно сочетает кыргызскую мифологию и современный нео-нуар, используя флэшбеки и флэшфорварды, а также выдающиеся актерские работы.
Жюри FIPRESCI: Елена Рубашевская, Рафаэль Грилло, Гульнара Абикеева с обладателем Гран-при и приза ФИПРЕССИ Чингизом Нарыновым
Как уже упоминалось, «Приз за лучшую режиссуру» достался фильму «Жоктау» Аруана Анартаева, который затрагивает тему утраты и традиций казахского народа, а «Приз за лучшую актёрскую работу» получил Ерлан Толеутай за свою роль в фильме «Авель». Несмотря на то, что Ерлан не является профессиональным актёром, ему удалось создать мощный образ чабана, который столкнулся с трудностями «перестройки».
Ерлан Толеутай и Ельзат Ескендир отвечают на вопросы зрителей после показа фильма «Авель»
Четвертым призом, вручённым по выбору жюри, стал кыргызский фильм «От», удостоенный награды за «Лучший сценарий» (Дастан Мадалбаков и Айзада Бекбалаева). Это адаптация японской ленты «Расёмон», где история одного самоубийства рассказывается с разных точек зрения: от жены, мужа и свекрови.
Следует отметить, что кыргызские кинематографисты активно развиваются: в год в Кыргызстане создается около 50 фильмов, и Ассоциация продюсеров следит за тем, чтобы их выход был организован, чтобы не мешать друг другу.
Книга «Новое кино Кыргызстана»
В рамках фестиваля была презентована книга, содержащая анализ кыргызского кинематографа за последние семь лет (2018–2024). Она была издана в сотрудничестве с британским киноведом Биргит Боймерс и кыргызскими специалистами Султаном Усувалиевым и Гульбарой Толомушевой. В книге представлены аналитические статьи, рецензии и интервью, дающие общее представление о тенденциях и ключевых фигурах в кыргызском кино.
Ассоциация кинокритиков Казахстана также подготовила подобную книгу о своем кино через два года назад, но на спонсорские средства, и презентовала ее на своей премии «Выбор критиков».
В Кыргызстане фестиваль проявил более организованный подход к изданию и распространению книг. Это отражает единение гражданского сектора и государства в области кино, что способствует успеху Бишкекского кинофестиваля, который с каждым годом становится всё сильнее. Он, как любой кинофестиваль, создан для поддержки национального кино, в результате чего появляются качественные кыргызские фильмы, которые мы с удовольствием наблюдали.
Статистический факт: из 36 фильмов, показанных на фестивале, 16 были кыргызскими».
Обсудим?
Смотрите также:

