Югу нужна новая дорога

На юге Кыргызстана расположены два города — Майлуу-Суу и Таш-Кумыр, расстояние между которыми составляет всего 22 километра по прямой. Однако, в действительности это расстояние превращается в серьезную преграду. Один город процветает и активно развивается, тогда как другой сталкивается со stagnation. Майлуу-Суу, обладая богатой историей, оказывается в изоляции, не имея ясных перспектив на будущее. Город стоит в стороне от современных инфраструктурных проектов и жизненных планов. Постройка прямой автодороги через ущелье длиной всего 25-30 километров могла бы изменить ситуацию и превратить этот «тупик» в транзитный путь для туристов и грузов. Объединение двух городов может вдохнуть новую жизнь в южные регионы республики.
Майлуу-Суу и Таш-Кумыр: различия и возможности
В советские времена Майлуу-Суу был важным центром, обеспечиваемым Москвой. С 1946 по 1967 годы здесь велась добыча урана, а позже город стал известен благодаря крупнейшему заводу по производству электроламп, который снабжал лампами весь Советский Союз. Сегодня же он находится в состоянии стагнации, молодежь покидает его в поисках лучшей судьбы, поскольку здесь отсутствуют новые идеи и инвестиции.В отличие от него, Таш-Кумыр демонстрирует совершенно иную картину. Здесь развита современная промышленность: цемент, уголь и энергетика. Есть возможности для производства кремния и гипса. Удобное расположение на границе с Узбекистаном и вдоль транспортных путей создает отличные условия для роста.
Если рассматривать эти два города как единое целое, их потенциал возрастает многократно.
Вместе они могут стать центром южной агломерации, один из которых будет сосредоточен на индустрии, а другой — на сервисах и отдыхе, что даст новый толчок для развития региона.
Запланированная дорога между Майлуу-Суу и Таш-Кумыр пройдёт через живописные места, включая склоны, покрытые арчей, охристые утесы и уникальные ландшафты, не уступающие знаменитому Гранд-Каньону, вдоль реки Нарын и, наконец, к водохранилищу, скрытому среди скал, как в природном амфитеатре. Это будет не просто дорога, а полноценный туристический маршрут.
Туризм и связь с Узбекистаном
Новая дорога будет всего в получасе езды от границы с Узбекистаном.Это предоставит доступ к миллионам туристов из Ферганской долины, включая Андижан, Наманган и Фергану, а в будущем и из Ташкента, Самарканда и Бухары.
В ближайший год в районе Таш-Кумыра может быть создана международная рекреационная зона с пляжами, лодочными станциями, кемпингами, мини-гостиницами, кафе и ремесленными рынками. Водохранилище близ Таш-Кумыра может стать настоящей жемчужиной южного туризма.
Технические характеристики дороги:
- Протяженность — около 25-30 километров.
- Тоннели не потребуется строить.
- Инженерные решения: серпантины, укрепления и дренаж.
- Срок реализации: 12-18 месяцев.
- Оценочная стоимость: $40-60 миллионов.
- Высокая окупаемость благодаря мультиэффекту.
Преимущества нового маршрута между Майлуу-Суу и Таш-Кумыром
1. Экономический эффект:- Сокращение пути в три раза;
- Снижение логистических расходов;
- Стимулирование малого и среднего бизнеса.
2. Промышленный эффект:
- Расширение рынков для продукции Таш-Кумыра;
- Возрождение предприятий в Майлуу-Суу;
- Привлечение инвестиций и новых производств.
3. Градостроительный эффект:
- Создание агломерации на 50-60 тысяч человек;
- Рост строительства и занятости;
- Новая точка равновесия для юга.
4. Социальный эффект:
- Возвращение молодежи;
- Рост доходов и улучшение качества жизни;
- Создание будущего без миграции населения.
5. Туристический эффект:
- Создание новых туристических зон;
- Совместный кластер с Узбекистаном;
- Устойчивое развитие сферы услуг.
6. Геополитический эффект:
- Независимость от анклавов;
- Внутренняя связанность южных регионов;
- Интеграция удаленных территорий.
7. Экологический эффект:
- Чувствительное проектирование дороги через арчовые леса;
- Восстановление деградированных склонов через посадку деревьев;
- Создание зеленых зон вдоль дороги — смотровых площадок, экотроп и рекреационных зон;
- Поддержка биоразнообразия и формирование «зеленого коридора» в южной долине Нарына.
Примеры успешных моделей «двойных городов» в Европе
В Европе реализованы успешные модели «двойных городов», которые, несмотря на разные профили, усиливают друг друга через транспортную и экономическую интеграцию.К примеру:
Франкфурт-на-Одере (Германия) и Слубице (Польша) — университет и научный центр с одной стороны, рынок и логистика с другой;
Герлиц — Згожелец — еще одна немецко-польская пара, где Герлиц представляет собой культурный центр, а Згожелец — жилую и торговую зону;
Мюнстер — Оснабрюк — два автономных города, объединенные в одну агломерационную систему.
Майлуу-Суу и Таш-Кумыр идеально подходят для реализации такой модели в Кыргызстане: два города с разными характерами, но одной судьбой. Если их соединить дорогой, это создаст не просто маршрут, а новую точку роста.
Автор: Омурбек Текебаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол КР в ФРГ
Обсудим?
Смотрите также: