Получение ученых степеней станет проще? Миннауки меняет правила защиты диссертаций
Согласно указу президента, Национальная аттестационная комиссия была преобразована в Высшую аттестационную комиссию при Миннауки, что требует пересмотра действующих норм, касающихся диссертационных советов и порядка присуждения ученых степеней.
Ведомство подчеркивает, что инициируемые изменения направлены на сокращение бюрократии, устранение дублирования функций в науке и образовании, а также на оптимизацию административных процессов в высшем образовании.
В новой редакции указано, что председателя ВАК назначает председатель кабинета министров по рекомендации министра, и все кадровые изменения в комиссии теперь также будут осуществляться министром. Приказом министра будут утверждаться структура и штатное расписание комиссии.
Процесс присуждения ученых степеней теперь будет фиксироваться приказом председателя ВАК, в то время как президиум станет научно-консультационным органом, состав которого также будет утвержден министром.
Отменяются дублирующие этапы научно-экспертной оценки диссертаций. Ранее экспертиза проходила дважды — в диссертационном совете и экспертном совете НАК, теперь же она будет осуществляться лишь один раз на этапе обсуждения темы на кафедре, до защиты.
Таким образом, институт экспертных советов полностью ликвидируется, и повторная экспертиза, как дублирующая функция, исключается.
Кроме того, будет введена процедура 30-дневного общественного обсуждения, в ходе которой тексты диссертаций будут доступны на сайтах вузов и НИУ. Все желающие смогут оставить свои комментарии и предложения, которые будут учтены на кафедральном заседании.
В рамках снижения бюрократии также отменяются кандидатские экзамены, которые ранее включали:
- историю и философию науки;
- иностранный язык;
- кыргызский язык;
- специальную дисциплину.
Минимальные сроки от утверждения темы до защиты диссертации ранее составляли три года для кандидатских работ и пять лет для докторских. "Эти сроки искусственно сдерживали соискателей от выхода на защиту", — отмечается в обосновании изменений.
Также отменяется необходимость подачи "заявления соискателя". Вместо этого вводится бесконтактное электронное "уведомление", отправляемое на электронную почту диссертационного совета, содержащее информацию о загруженных документах в личный кабинет соискателя.
Для повышения качества научных работ и интеграции в международное научное сообщество предлагается новый подход к публикациям: публикации в журналах, индексируемых в Scopus, Web of Science и/или в ядре РИНЦ для докторских и кандидатских диссертаций.
Ранее публикации оценивались баллами, что, по мнению Миннауки, смещало акцент на накопление баллов, а не на научную ценность. Балльная система теперь отменяется.
Количество членов диссертационных советов сокращается с 13–25 до 9–15. Также ограничивается число специальностей в одном совете — теперь максимум три, тогда как раньше было до пяти.
В случае выявления процедурных нарушений сроки повторной подачи документов сокращены:
- по ученым степеням — с одного года до шести месяцев;
- по ученым званиям — повторная подача больше не требуется.
На главной фотографии — публичная защита диссертации в КНУ.
Обсудим?
Смотрите также: