«Судьба решила иначе»: История кыргызстанки, вышедшей замуж за курда в Турции
Ранние годы и переезд в Турцию
Айгерим родилась и провела свое детство в Бишкеке, а ее родители Ильяс и Мээрим родом из Каракола, расположенного в Иссык-Кульской области. У нее есть младшая сестра, которой 13 лет.
Первый раз в Турцию Айгерим приехала в 2015 году, когда она работала в Ване в течение двух месяцев, а затем переехала в Стамбул, где устроилась на ресепшен в отеле.
С мужем они успели посетить множество городов Турции, но пока не путешествовали за пределы страны. В будущем они мечтают увидеть другие государства. В данный момент Айгерим сосредоточена на заботе о детях и ведении домашнего хозяйства. Она считает, что работа по дому очень утомительна, и иногда ей кажется, что, если бы она работала вне дома, усталость была бы не такой сильной. Они очень ценят то, что имеют, и отмечают, что у них все хорошо. Муж Айгерим много трудится ради семьи и старается изо всех сил. Два года назад они приобрели собственный дом, что стало для них важным достижением. Ван, где они сейчас живут, значительно отличается от таких крупных городов, как Стамбул или Анталья, своими традициями. Первоначально, когда она оказалась здесь, Айгерим пообещала себе не возвращаться, но судьба распорядилась иначе.
В Ване много женщин, соблюдающих религиозные практики и носящих хиджаб, и здесь уважение к вере гораздо сильнее, чем в Анталье. Традиции также отличаются: старшие люди пользуются большим уважением, и семейные узы очень крепки, а связи между братьями и сестрами близки», — делится Айгерим.
Как Айгерим встретила мужа
Айгерим рассказывает о том, как она познакомилась с будущим мужем:
«Наше знакомство произошло в небольшом торговом центре, который находился в нашем городе. Он посещал спортзал, а я просто пришла поесть шоколад. В то время я плохо знала турецкий язык. Думаю, он обратил на меня внимание с первого взгляда. Когда он попросил мой номер, я отказала. Позже он узнал его у моих друзей и написал мне в мессенджере. В тот момент я даже не думала о том, что выйду за него замуж. Когда я переехала в Стамбул для работы, наши отношения начали крепнуть.
При первой встрече он заявил: «Ты будешь моей женой». Я тогда не придала этому значения. Он познакомил меня со своими друзьями и сестрой. Иногда он приезжал из своего города на пару часов, чтобы просто подождать меня с работы. Я заметила, что он всегда выполняет свои обещания.
Когда его семья узнала о нас, они попытались женить его на другой девушке, но он отказался и ушел из дома. Он переехал в Стамбул, и мы решили пожениться. Через месяц его семья согласилась на нашу любовь и пригласила нас на свадьбу.
Курды обычно выбирают в жены только девушек своей национальности или из знакомых семей. Сейчас меня принимают как родную дочь. Мои свекор и свекровь замечательные люди и часто говорят: «Мы очень рады, что наш сын встретил тебя».
Забавный случай из первых дней замужества
Айгерим вспоминает один курьезный случай из начала своей семейной жизни:
«Когда я только вышла замуж, моя свекровь, как и я, плохо говорила по-турецки. Однажды она попросила меня принести что-то из кладовки. Я обошла все вокруг и ответила, что там ничего нет, хотя просто не знала, что это и стеснялась признаться. Похожие ситуации повторялись несколько раз.
Однажды я сказала мужу: «Не понимаю, что мама хочет, объясни ей». Когда он рассказал свекрови, она засмеялась и сказала: «Дочка, я думала, ты, наверное, плохо видишь». С тех пор она сама приносит все, что нужно, и больше меня не спрашивает».
- В Ване проживают кыргызы, которые переехали из Афганистана (Памир). Они сумели сохранить свои традиции, и, по разным данным, в регионе насчитывается около 4 тысяч ванских кыргызов. Некоторые из них переселились в другие города Турции, но большинство осталось в Ване.
В 2018 году уроженец Кыргызстана Разак уулу Дастан, который обучался в Измире, поделился сведениями о переселении ванских кыргызов. Его исследования показывают, что в 1978 году этнические кыргызы, проживавшие в Афганистане, переселились в Пакистан, а в 1982 году правительство Турции расселило их по своей территории.
Он также отметил, что в 1987 году для компактного проживания кыргызского населения был построен поселок Великий Памир в районе Эржиш провинции Ван. Изначально там проживало около 300 семей, но с течением времени их число увеличилось, и люди начали переселяться в такие города, как Стамбул, Анкара и Ван. Мэрия города Йенифаклы в области Йозгат построила дома для ванских кыргызов, где были размещены около 100 семей. Однако многие тогда отказались переезжать, и в настоящее время там живут около 10 семей. Каждый год мэрия организует летний фестиваль, на который собираются жители близлежащих районов. Так как фестиваль проходит рядом с поселением этнических кыргызов, важно представлять традиции и обычаи кыргызского народа. По приглашению Мошал Гувен Жумабай уулу студенты из Кыргызстана, обучающиеся в Турции, посетили этот фестиваль, где девушки играли на комузе, пели народные песни и танцевали. Я также рассказал фрагмент из эпоса «Манас». Несмотря на свои знания о том, как строить юрты и готовить национальные блюда, этнические кыргызы не знакомы с игрой на комузе и традиционными танцами кыргызского народа, поэтому нас пригласили поучаствовать в фестивале. Мы стараемся представить наш народ и его интересную культуру», — подытожил он.
Перед тем как отправиться в Турцию, Дастан учился в магистратуре Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева по специальности «история». Его диссертация была посвящена «ванским и памирским кыргызам».
По его словам, численность населения села Великий Памир составляет около 3000 человек, и там насчитывается примерно 300 домохозяйств. Большинство жителей занимаются животноводством, так как других источников дохода нет. Они разводят мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. «Скот на летние пастбища не выводят из-за нехватки земли. Кымыз не производят. Сейчас, например, идет сезон сенокоса. Растениеводство не ведется. По словам жителей, им выделили 2,5 гектара поливной земли, но этнические кыргызы Памира не имеют опыта в сельском хозяйстве. Однако один из сельчан построил теплицу и в течение 2-3 лет успешно выращивает огурцы и помидоры, а также картофель, фасоль и перец. У села есть собственная охрана, состоящая из около 200 человек, защищающая его от нападений различных террористических групп. По нашим меркам, охранники получают 25-30 тысяч сомов в месяц. Женщины занимаются домашним хозяйством. Один из наших земляков открыл цех по производству национальной одежды и изготовлению оружия. В этом цехе трудятся 7-8 девушек. В этом году владелец цеха решил установить юрту для приема иностранных туристов», — заключил Д. Разак уулу.
Turmush в Threads — подпишись!
Обсудим?
Смотрите также:

