Пять человек погибли из-за пробки: Архивное фото тоннеля на перевале Төө-Ашуу 1971 года
На начале перевала был построен тоннель имени Кусеина Кольбаева, длина которого составляет 2510 метров.
По данным открытых источников, в 1930 году в Кыргызстане было всего 20 автомобилей, и к 1935 году их число увеличилось до 200, а в 1946 году достигло 2400, и в 1951 году — 12 000.
С ростом числа автомобилей началось активное строительство дорог.
Для кыргызстанцев было важно построить автодорогу, соединяющую Фрунзе и Ош, однако из-за Великой Отечественной войны процесс затянулся на 24 года. Чабанам было крайне сложно перегонять скот на пастбища Суусамырской долины до завершения строительства дороги. В 1940 году 18 тысяч кыргызстанцев начали строительство, используя ломы и лопаты, не останавливаясь ни в дождь, ни в зной.
Тоннель на перевале Төө-Ашуу 1971 год
// Turmush
Власти в 1940-е годы планировали строительство автомобильной дороги, соединяющей южные и северные области Кыргызстана. До этого кыргызстанцы ездили в южную столицу – город Ош через город Ташкент Узбекистана, что увеличивало путь более чем на 100 километров. Проект автодороги Бишкек—Ош требовал значительных вложений, которые выделялись из бюджета СССР, и особенно дорого обошлось строительство тоннеля на перевале Төө-Ашуу.
Для возведения тоннеля были привлечены инженеры из Москвы, которые имели опыт строительства метрополитена. Тысячи местных жителей также приняли участие в этом проекте. Открытие автодороги, связывающей север и юг Кыргызстана, состоялось в 1962 году, и многие строители были награждены медалями за свои достижения.
Сегодня по автодороге Бишкек—Ош проезжает более 500 тысяч автомобилей в год. Главная магистраль страны проходила ремонт с 1996 по 2007 год. Во время этих работ произошел печальный инцидент: 3 августа 2001 года в тоннеле на перевале Төө-Ашуу пятеро человек погибли в результате автомобильной пробки, вызванной заглохшим грузовиком. Замкнутое пространство быстро заполнилось угарным газом, что стало суровым уроком для строителей: после этого были улучшены системы вентиляции, освещения, установлены видеокамеры и противопожарная сигнализация.
Уникальные видеоистории о жителях регионов Кыргызстана в Инстаграме
Обсудим?
Смотрите также: