В Кыргызстане 12-летку вводить нужно, но в пилотном режиме — экс-замминистра
Она отметила, что многие развитые страны уже давно перешли на 12-летнюю образовательную систему, и это приносит свои преимущества.
«Некоторые указывают на возможность поступления в зарубежные вузы как на главный аргумент. Однако это не самый важный аспект. Цель перехода на 12-летнюю систему заключается в оптимизации базового учебного плана. Масштабные изменения могут привести к рискам для всей образовательной системы», — подчеркнула Тыналиева.
Читайте по теме Переход на 12-летку: по республике не хватает более 163 тысяч ученических мест
По её словам, для успешной реализации реформы необходима качественная инфраструктура образования, которая в Кыргызстане значительно варьируется от региона к региону. В столице и крупных городах наблюдаются схожие проблемы: переполненные классы, нехватка помещений и кадров; в сельских школах ситуация может быть менее критичной.
«Недавно представители Министерства образования заявили, что планируют арендовать кабинеты в детских садах для первоклассников. Это не правомерный и неэффективный подход, учитывая, что детские сады также переполнены», — добавила она.
Тыналиева считает, что переход на новую систему образования стоит осуществлять в рамках пилотного проекта, выбирая лучше подготовленные школы для тестирования и внимательно отслеживая все потенциальные риски.
Она также отметила, что учитель — это ключевая фигура в любой образовательной реформе, и его готовность к изменениям имеет первостепенное значение.
Без учителя, который является основным исполнителем, любая реформа обречена на провал. Подготовка учителей должна проходить поэтапно, особенно это касается начального уровня.
Умутхан Тыналиева
В качестве примера Тыналиева привела Казахстан, где пилотное внедрение 12-летнего образования началось ещё в 2003 году. В первой фазе было задействовано менее 100 школ, а ежегодно пилот расширялся.
«Они практически 20 лет движутся в этом направлении, и у Кыргызстана есть возможность сделать то же самое. Необходимо немного изменить подход к введению 12-летнего образования, а Министерству образования следует наладить более открытый диалог. В данный момент многие с тревогой ожидают 1 сентября, не понимая, что ждет школы, детские сады, учителей и, самое главное, детей и родителей», — подытожила Умутхан Тыналиева.
Читайте по теме Физику, химию, биологию объединят и будут преподавать с 1-го класса
Стоит напомнить, что на недавнем заседании комитета ЖК депутат Камила Талиева выразила мнение, что инициатива Минобразования по переходу на 12-летку обречена на провал. Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев также выступил против этой реформы, указав на неподготовленность Кыргызстана к таким изменениям. Заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов добавил, что в стране уже более 35 лет функционирует 12-летняя школа, просто она не была формализована.
В связи с предстоящими реформами планируется внедрение ряда новшеств в учебном году 2025/26, в том числе возможность для некоторых учеников перепрыгивать через класс, а дети, прошедшие дошкольную подготовку, будут зачислены сразу во второй класс, минуя первый.
Обсудим?
Смотрите также: