Главные новости » Общество » Как изменилась религиозная политика КР: большое интервью с Азаматом Юсуповым
Общество

Как изменилась религиозная политика КР: большое интервью с Азаматом Юсуповым

485
Как изменилась религиозная политика КР: большое интервью с Азаматом Юсуповым
Фото Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР. Азамат Юсупов
В интервью для 24.kg глава Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений Кыргызстана Азамат Юсупов обсудил текущее состояние религиозной сферы, влияние иностранных организаций на граждан и вопросы, касающиеся даваата и паломничества.

— Как вы оцениваете религиозную ситуацию в стране сегодня? Какие вызовы стоят перед государством?

— В целом, ситуация стабильна. Однако она формировалась на протяжении многих лет под воздействием различных факторов, и за время независимости возникли определенные проблемы.

После распада Советского Союза у людей возникло ощущение духовного вакуума. Тысячи молодых людей начали уезжать за границу для получения религиозного образования. Вернувшись, они приносили с собой разные идеологии, которые порой не соответствовали традиционному исламскому наследию Кыргызстана. Это привело к появлению групп и течений, которые не укладываются в рамки нашей религиозной культуры.

Ключевые проблемы, которые мы наблюдаем, — это качество религиозного образования, влияние иностранных течений и вербовка молодежи. Также сохраняется проблема отсутствия единой религиозной политики, что наблюдалось до 2022–2023 годов. Разные группы действовали без координации и контроля.

Важно отметить, что конфликтов между религиозными группами в стране не наблюдается, и государство предоставляет гражданам достаточный уровень свободы вероисповедания.

— Сколько религиозных объектов функционирует в Кыргызстане? Есть ли рост их числа?

— В настоящее время в стране зарегистрировано 4,441 религиозных объекта различных конфессий. Из них 4,048 — мусульманские, 387 — христианские (включая православных, католиков, баптистов и другие), а также 1 иудейский и 1 буддийский объект, и 4 общины бахаи.

По данным исследований, 93–95% населения Кыргызстана — это мусульмане.

Количество религиозных объектов растет, но не в хаотичном порядке: после принятия нового закона мы упростили некоторые регистрационные процедуры и одновременно разработали механизмы государственного контроля.

Теперь строительство религиозных объектов возможно только с одобрения комиссии, в состав которой входят местные власти и центральные органы управления религией. В селах, где уже есть мечеть, не может появиться еще несколько в радиусе нескольких километров.

Государственная политика смещается от количественного роста к повышению качества, так как многие объекты находятся в аварийном состоянии. Сегодня акцент сделан на реконструкцию и стандартизацию.

— Какие изменения произошли в требованиях к регистрации религиозных организаций?

— Новый закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» упростил и одновременно ужесточил процедуру регистрации. Этот документ был крайне актуален.

Теперь для регистрации религиозного объекта необходимы всего два документа: госакт на землю и акт ввода в эксплуатацию; подача документации возможна в электронном виде, отменены сложности с подписными листами.

Введен новый термин «религиозный объект», а также запрещено строительство религиозных объектов на частных землях — участки должны передаваться либо государству, либо уполномоченному религиозному органу.
Например, если кто-то хочет передать землю для строительства мечети, она передается на баланс Духовного управления мусульман или местных властей. В данный момент ДУМК проводит инвентаризацию всех объектов, и в течение года процесс их передачи в ведение ведомства будет завершен.

Кроме того, установлены единые образовательные стандарты и новая программа религиозного образования, включая требования к инфраструктуре (освещение, вода, отопление, жилье для священнослужителей).

— Обязан ли ДУМК платить налоги на свои объекты?

— Для ДУМК предусмотрены определенные налоговые льготы со стороны государства, включая упрощенные ставки на налоги и коммунальные услуги.

— Как осуществляется контроль за финансированием религиозных организаций? Существуют ли риски влияния извне?

— Контроль осуществляется на двух уровнях: центральными религиозными управлениями и нашим национальным агентством. Все религиозные организации обязаны согласовывать проекты, связанные с их деятельностью, включая строительство объектов и распространение литературы, а также образовательные программы.

Зарубежные религиозные благотворительные организации ранее регистрировались только в Министерстве юстиции, но теперь, согласно новому закону, они также должны пройти учетную регистрацию в Нацагентстве.
Риски влияния существуют, особенно для молодежи, получившей образование за границей в структурах с нетрадиционными подходами для Кыргызстана. Чтобы снизить эти риски, создан список рекомендованных зарубежных вузов, запрещена отправка несовершеннолетних за границу, разрабатываются новые механизмы контроля за выездом, введены курсы переподготовки для вернувшихся священнослужителей.

На сегодняшний день в стране функционирует 224 религиозных учебных заведения, открыта Исламская академия в Токмоке, что значительно сократило необходимость в массовых поездках за границу.

Для сравнения, в Узбекистане всего 15 религиозных учебных заведений на 36 миллионов населения, а в Казахстане — 9.

Тем не менее, у нас не наблюдается конфликтов между религиозными группами, что позволяет с уверенностью сказать о достаточной свободе вероисповедания в Кыргызстане.

— Насколько актуальна угроза религиозного экстремизма для Кыргызстана?

— Определенные риски все еще сохраняются. Молодежь, вернувшаяся из образовательных центров, где распространялись радикальные идеи, иногда отказывается подчиняться решениям муфтията и единой фатвенной политике. Это приводит к возникновению нетрадиционных и радикальных течений.

В связи с этим государство усилило превентивные меры: действует единая образовательная программа, созданы механизмы раннего мониторинга, ведется активная информационная работа, функционирует Центр по исследованию религиозной ситуации и межэтнических отношений при Нацагентстве.

— В последнее время в стране можно наблюдать женщин и мужчин в религиозной одежде, содержащей элементы чуждой нашей культуре. В новом законе прописаны ограничения на ношение одежды, закрывающей лицо. Как вы прокомментируете такую ситуацию?

— Да, такая норма действительно прописана в Кодексе о правонарушениях. Запрещается ношение в общественных местах одежды, полностью закрывающей лицо и затрудняющей идентификацию личности. Размер штрафа за нарушение составляет 20 тысяч сомов.

Эта мера была введена по соображениям безопасности, поскольку фиксировались случаи, когда преступления совершались в такой одежде.

Наше агентство в основном совместно с правоохранительными органами проводит разъяснительные мероприятия о необходимости соблюдения требований закона относительно религиозной одежды. Население в целом позитивно воспринимает эту норму.
Каждый год Нацагентство проводит исследования религиозной ситуации, включая вопросы о религиозной одежде. Результаты опросов прошлого года стали одним из оснований для разработки нового закона.

Новые данные будут опубликованы в конце года, после чего можно будет оценить, как изменения законодательства повлияли на ситуацию.

— Как регулируется деятельность даваатчы? Разрешено ли проводить даваат в домах и на рынках?

— Даваат теперь регламентирован четко: подомовой обход запрещен, проводить даваат можно только в мечетях, и даваатчики обязаны зарегистрироваться в ДУМК, а маршруты и места проведения должны утверждаться местными религиозными структурами. За нарушения предусмотрены штрафы: 20 тысяч сомов для физических лиц, 65 тысяч для юридических.

Аналогичные правила действуют и для представителей других конфессий, таких как Свидетели Иеговы и баптисты.

— Сегодня многие религиозные деятели активно используют социальные сети. Как регулируется эта сфера?

— Новый закон вводит понятие «религиозный наставник» (насаатчи). Чтобы вести проповеди в интернет-пространстве, человек должен быть официальным сотрудником религиозной организации или зарегистрироваться как наставник в Нацагентстве.

В противном случае такая деятельность считается незаконной и может привести к штрафу. Специальный отдел мониторинга соцсетей работает в агентстве.

— Поступают ли жалобы на деятельность религиозных организаций?

— Да, такие жалобы периодически поступают, чаще всего на религиозных деятелей, которые самостоятельно, без полномочий, выдают фатвы.

Только Совет улемов при ДУМК имеет право выдавать фатвы в стране. Нарушители стандартов привлекаются к ответственности.

— Как государство обеспечивает баланс между светским характером и свободой вероисповедания?

— Кыргызстан является светским государством, однако религия — это чувствительная сфера, где любое упущение может иметь серьезные последствия. Государство должно поддерживать свободу вероисповедания и одновременно предотвращать радикализацию и вмешательство религиозных структур в политику.

В новом законе введена норма деполитизации религиозных деятелей: если религиозный деятель хочет участвовать в выборах, он обязан сложить полномочия и сможет баллотироваться только через 5 лет.

На этом основании в текущем году несколько кандидатов-религиозных деятелей были сняты с выборов в парламент — закон применим ко всем.

— Удалось ли уменьшить коррупционные риски в процессе организации хаджа и умры?

— Да, за последние три года система была полностью пересмотрена. Создан коллегиальный орган, контролирующий организацию паломничества. Цена авиаперевозок снизилась с $1,800 до $1,200, что значительно облегчило финансовую нагрузку на граждан. Сейчас стоимость хаджа составляет $4,400, что является самым низким показателем в Центральной Азии (в Казахстане — $5,500, в Узбекистане — около $6,000, в России — до $11,000).

Квота на хадж составляет 6 тысяч человек, и Кыргызстан обратился с просьбой об увеличении квоты, так как количество желающих поехать на хадж велико. В Казахстане, например, наблюдается недобор желающих.

Благодаря повышению прозрачности в организации паломничества, впервые в истории Кыргызстана с апреля этого года имамы начали получать зарплату — 8 тысяч сомов, а в следующем году она будет увеличена до 20 тысяч. Финансирование идет из бюджета ДУМК, который пополняется за счет организации паломничества.

— Сколько религиозных организаций сегодня запрещены в Кыргызстане?

— В настоящее время под запретом находятся 20 организаций, реестр ведется Генеральной прокуратурой.

— Вы также регулируете сферу межэтнических отношений. Были ли за последний год конфликты?

— Кыргызстан — многонациональная страна, где проживает около 80 различных национальностей. Фиксируются локальные бытовые конфликты, но они не имеют межэтнического характера и в основном квалифицируются как хулиганство или административные правонарушения.

Национальное агентство также занимается регулированием межэтнических отношений, защитой прав национальных меньшинств, поддержкой их традиций и языка. В 23 многонациональных районах республики действуют общественные приемные, где проводятся профилактические и диалоговые мероприятия.

— Какие приоритеты религиозной политики вы считаете важными на ближайшие 5–10 лет?

— Основные приоритеты включают: повышение качества религиозного образования, изоляцию общества от радикальных течений, стандартизацию деятельности религиозных объектов, финансовую прозрачность религиозных объединений, а также поддержку межрелигиозного и межэтнического диалога. Важно также укрепление светского характера государства при уважении свободы вероисповедания.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК