КЫР
Главные новости » Политика » Итоги самаркандского саммита: ЕС играет в политику, ЦА - в развитие
Политика

Итоги самаркандского саммита: ЕС играет в политику, ЦА - в развитие

87


На саммите "Центральная Азия – Европейский союз" в Самарканде собрались лидеры пяти стран региона, а также председатель Европейского совета Антониу Кошту и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В результате встречи была подписана Совместная декларация и согласован пакет документов, касающихся торговли, гуманитарного взаимодействия и энергетики. Однако стоит отметить, что обещания европейцев сегодня выглядят менее убедительно, чем раньше, из-за множества внутренних вызовов, с которыми сталкивается ЕС, включая экономические проблемы и политические противоречия, а также необходимость наладить отношения с США.

Важной особенностью современного международного взаимодействия является политический эгоизм, который, тем не менее, должен учитывать интересы партнеров. Европа, долгое время действующая в рамках эгоцентричной модели, пытается перейти к более взвешенному подходу, который предполагает диалог. Это стремление к сближению с Центральной Азией и стало одной из причин проведения саммита.

Тем не менее, саммит показал, что европейские чиновники продолжают рассматривать страны Центральной Азии как "аборигенов", которые могут быть контролируемы лишь обещаниями. Они игнорируют очевидные проблемы, с которыми сталкивается весь мир, включая их собственные.

Во время саммита европейские политики активно обсуждали важность свободной торговли, открытых рынков и равноправного партнерства. Действительно, товарооборот между Центральной Азией и ЕС достиг 54 миллиардов евро, однако это цифры прошлого. В настоящее время Европа сталкивается с геоэкономическими вызовами, включая американские тарифы, и уже начинает выстраивать экономические барьеры.

Что же это означает для Центральной Азии? Каковы будут последствия для экспорта и логистики? Документы, подписанные в Самарканде, не содержат четких ответов, отсутствуют обязательства и юридически обязывающие гарантии. Все это напоминает красивую риторику и пышные пресс-релизы, за которыми скрывается политическая неопределенность. Бюрократия создала имитацию партнерства, которая не имеет реального содержания.

Как отметил политолог Игорь Шестаков, основной вывод саммита заключается в том, что ЕС намерен более активно продвигать свою повестку в Центральной Азии. Регион стал важным не только с политической, но и с экономической точки зрения. Хотя саммит был заявлен как посвященный "зеленой" повестке, на повестке дня оказались вопросы добычи критически важных ресурсов, включая редкоземельные металлы, которые играют ключевую роль в глобальной геополитике. Этот саммит также следует рассматривать в контексте конкуренции между ЕС и США за влияние в Центральной Азии. Возможно, Брюссель пытается продемонстрировать свою самостоятельность в формировании региональной стратегии без оглядки на Вашингтон.

С 2022 года ЕС активно инициирует создание новых торгово-экономических, энергетических и транспортных маршрутов. Несмотря на то что эти инициативы подаются как "партнерство" и "взаимная выгода", в реальности они в первую очередь служат интересам ЕС.

Урсула фон дер Ляйен на саммите анонсировала выделение 12 миллиардов евро для Центральной Азии в рамках инициативы Global Gateway — европейского аналога китайского "Нового шелкового пути". Этот проект представляет собой инструмент геоэкономического влияния, целью которого является обеспечение Европы стабильным доступом к ресурсам.

Таким образом, по сути, ЕС не предлагает странам региона ничего, что могло бы служить их интересам. Центральная Азия для Европы рассматривается как транзитная зона и источник ресурсов, богатых кобальтом, медью и редкоземельными металлами, и это явно не скрывается.

Накануне саммита Казахстан сообщил об открытии крупнейшего месторождения редкоземельных элементов, что моментально вызвало интерес со стороны Брюсселя. Урсула фон дер Ляйен подчеркнула: "Ресурсы Центральной Азии — это бочка меда для глобальных игроков. Эти природные богатства станут эликсиром жизни для будущей мировой экономики." Под "мировой экономикой" в данном контексте, как правило, подразумевается именно Европа.

Что касается поставок энергетических ресурсов из Центральной Азии в Европу, то это все еще остается лишь пустыми обещаниями. Ни один из серьезных европейских игроков не представил четкого плана, как именно будет организована система поставок, по каким маршрутам будет двигаться газ или электроэнергия, кто и сколько инвестирует в инфраструктуру и какие объемы возможны.

"Важно разделять политические заявления и реальные достижения. Хотя ЕС планирует провести крупный инвестиционный форум, остается вопрос — удастся ли ему привлечь серьезные европейские компании для реальных инвестиций в регионе. ЕС стремится сократить, а в перспективе полностью прекратить поставки углеводородов из России, и в этом контексте Центральная Азия рассматривается как возможная альтернатива. Однако возникает вопрос: как эти ресурсы будут доставляться в Европу без участия России? На данный момент у Брюсселя нет ясного ответа на этот вопрос. Даже текущие энергетические проекты с Казахстаном продолжают использовать инфраструктуру, в которой участвует Россия, например, Каспийский трубопроводный консорциум," — подчеркивает Игорь Шестаков.

Он также отметил, что каспийское направление вызывает сомнения: уровень воды в море снижается, и в ближайшие годы надежды на крупнотоннажные перевозки по этому маршруту выглядят не слишком реалистично.

"Экономика ЕС сейчас испытывает давление как из-за внутренних проблем, так и в связи с расходами на поддержку Украины. На данный момент фактические вложения в Транскаспийский маршрут составляют 1–2 миллиарда долларов. Вероятно, ЕС будет стремиться привлечь к сотрудничеству Организацию тюркских государств и, прежде всего, Турцию. Однако и здесь есть вопрос: сможет ли Турция стать серьезным инвестором? В итоге мы наблюдаем больше политических лозунгов, чем реальных экономических проектов. Уровень взаимодействия между ЕС и Центральной Азией остается достаточно скромным по сравнению с партнерством региона с ЕАЭС," — добавляет Шестаков.

Политолог также выделил еще одну интересную особенность прошедшего саммита.

"Не прозвучало громких заявлений о вторичных санкциях или упреков в адрес стран Центральной Азии за расширение экономического сотрудничества с Россией. В последние годы представители ЕС часто посещали регион, настаивая на соблюдении антироссийских санкций. Однако на этом саммите стало очевидно, что Брюссель не добился значительных результатов в этом направлении. Эти вопросы либо не были обсуждены, либо сознательно игнорировались," — резюмирует эксперт.

Необходимо отметить, что ЕС редко отказывается от своей внешнеполитической линии и действует последовательно. Однако за последние три года ни одна страна Центральной Азии не выступила с осуждением действий Москвы. Результаты этого саммита подтвердили, что нет намека на пересмотр позиций, и страны Центральной Азии продолжают отстаивать свою стратегическую автономию, исходя из собственных интересов, а не сценариев других.

Сегодня Центральная Азия — это крепкий, суверенный регион, который имеет свои цели: развитие, благосостояние и технологическая модернизация. Эти цели имеют реальных исполнителей — президентов, действующих в интересах своих граждан, а не чужих амбиций. В отличие от Европы, где политические элиты готовы привести свои страны к рецессии ради сохранения иллюзии единства против противника, государства Центральной Азии выбирают здравый смысл и стабильность.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК