Кыргызстан кардинально меняет систему выборов. Будет ли она эффективной?
С момента обретения независимости закон о выборах несколько раз подвергался изменениям. Изначально он имел статус Кодекса, позже стал Конституционным законом, отражая политические изменения и смену власти в стране.
Краткий обзор основных изменений избирательного законодательства Кыргызстана:
- 1991-1999 гг. - функционирование двухпалатного парламента I созыва Жогорку Кенеша с Законодательным собранием и Собранием народных представителей, депутаты избирались по мажоритарной системе;
- В 1998 году вновь пересмотрены составы палат парламента, где общее количество депутатов увеличилось до 105;
- 2005 год - парламент стал однопалатным после конституционной реформы;
- 2007 год - введение партийной системы выборов с нормой о 30% женщин в парламенте, которая, однако, не исполнялась;
- 2010 год - переход на пропорциональную систему выборов с барьером в 5% для партий;
- 2017 год - ужесточение требований к партиям и кандидатам с введением биометрических данных;
- 2020-2021 гг. - после событий октября 2020 года и прихода к власти Садыра Жапарова проведен референдум по новой Конституции, изменены правила выборов на смешанную систему с порогом 3% для партий.
Каждое изменение закона о выборах отражает политические реалии страны и усиливает влияние определенных политических сил.
Рассматривается принципиально новая модель выборного законодательства. Как это отразится на Кыргызстане?
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша от Октябрьского избирательного округа
- Темы выборов занимают умы депутатов, хотя выборы состоятся лишь в 2026 году. Ожидаю, что в июне или июле следующего года будет объявлено о выборах, а голосование пройдет, скорее всего, в сентябре-октябре. Подготовка начнется в этом году.Я, вероятно, стану соавтором этого законопроекта.
Теперь избиратели смогут выбирать трех депутатов от своего округа, при этом как минимум одна кандидатура должна быть женской. В Октябрьском районе будет как минимум три депутата, включая Бекешева (если меня поддержат). Политические партии могут выдвигать по одному кандидату от округа, а самовыдвиженцы и партии, вероятно, будут объединяться по три человека для более эффективных действий.
Если кто-то из депутатов уходит, его место займет следующий по количеству голосов кандидат. Важно, что избиратели будут голосовать за конкретных людей, а не за партии.
Почему возникло такое решение? На выборах 2021 года из 36 одномандатных округов 54 мандата достались партиям. 36 депутатов получили значительно больше голосов, чем 54 партийных кандидата — 70% голосов пришлись на тех, кто избирался по одномандатным округам.
Конечно, придется активно агитировать. Я полагаю, что многие кандидаты уже с этого года начнут подготовку к выборам.Я считаю, что выборы будут очередными, а не внеочередными, как предполагают некоторые. К выборам нужно подготовиться, необходимо провести новую разметку округов и обеспечить финансовую готовность.
Кстати, в бюджете на 2025 год не предусмотрены средства на выборы, а для их проведения потребуется примерно 1 миллиард сомов. В 2026 году также ожидаются президентские выборы.
Атыр Абдрахматова, экс-омбудсмен КР, экс-член Центризбиркома КР, юрист
- Положительные аспекты предлагаемых изменений:- Обсуждение новой системы за год до выборов в 2026 году — это позитив, так как ранее изменения в правила происходили за 3-4 месяца до выборов. Важно вовлечь население в дискуссии о новой системе. Кандидаты должны иметь возможность подготовить свои документы и финансы;
- Признание политики о неэффективности партийной системы в Кыргызстане — это шаг вперед. Несмотря на усилия, партии часто меняют названия, но политики остаются прежними;
- Выбор трех депутатов от одного округа может повысить качество их работы, так как они будут конкурировать между собой за внимание избирателей;
- Норма о 30% женщин в парламенте, хоть и несовершенная, может увеличить их представительство.
Новым лидерам, особенно молодежи и женщинам, будет сложно попасть в парламент. Выборы остаются дорогостоящими.В результате наблюдается преемственность среди политиков из одних и тех же кланов, и это не способствует независимости представителей народа.
Проект закона содержит неточности и противоречия, которые могут привести к конфликтам в будущем.Права мигрантов на участие в выборах также не решены. Несмотря на обещания, их голоса все еще слабо представлены в парламенте. С ужесточением миграционных политик в разных странах, включая Россию и США, меры по вовлечению мигрантов в процесс управления остаются неэффективными.
Система учёта мигрантов не работает должным образом. Необходимо внедрить технологии для загрузки единого списка избирателей на всех участках. Пример Молдовы показывает, что мигранты могут голосовать, находясь за границей. У нас же существуют ограничения, такие как ценз оседлости.
Кандидаты в депутаты должны проживать в стране не менее пяти лет с возможностью временных отлучек. Это ограничение может препятствовать молодым специалистам, которые получили образование за границей или имеют международный опыт.
Необходимо ограничить депутатов одним или двумя сроками и запретить избираться тем, кто был осужден за тяжкие преступления, чтобы открыть дорогу новым лицам.Из законопроекта нужно исключить нормы, создающие преимущества для кандидатов, выдвинутых партиями. Должны быть одинаковые требования для всех кандидатов, независимо от их статуса.
Во время выборов происходит манипуляция кандидатами, и это создает риски неэффективного использования собранных средств.Необходимо изменить нормы о женщинах-кандидатах, чтобы обеспечить больше места для женщин в парламенте. 30 мест должны быть зарезервированы только для женщин, а остальные 60 распределены среди всех кандидатов, на основе полученных голосов.
Требуется также пересмотреть нормы о отзыве кандидатов, а также оценить нарушения, допущенные на последних выборах со стороны ЦИК. Проект закона допускает возможность отложить выборы, если не хватает кандидатов, что создает дополнительные риски.
Феликс Кулов, экс-премьер-министр, экс-депутат ЖК
- На первый взгляд, у разработчиков закона поверхностное понимание современных моделей парламентаризма.Предложенная модель сочетает в себе пропорциональную и преференциальную системы, что приводит к путанице. Пропорциональная система предполагает участие партий, а преференциальная — мажоритарную систему.
Лучше было бы предложить двухпалатный парламент, где одна палата избирается по партийным спискам, а другая — представляет интересы конкретных регионов.
Если двухпалатный вариант неприемлем, можно рассмотреть однопалатный парламент с комбинированной системой, где избиратель голосует за партию и кандидата от этой партии.
Судя по всему, изменения уже не остановить, и закон будет принят в ближайшее время.В проекте указано, что кандидат должен иметь "высшее профессиональное образование", что противоречит Конституции.
Законопроект предполагает 90 депутатов, избираемых по трем от каждого из 30 многомандатных округов, при этом один из них должен быть женщиной. Партии могут выдвигать только одного кандидата от округа.
Если депутат уходит, его место занимает следующий по числу голосов кандидат, однако неясно, должен ли это быть партийный кандидат.
Сложно понять, как будет осуществляться замена, что ставит под сомнение реальную роль партий.
В итоге, мы можем получить парламент с измененной системой, но с сохраняющимися старыми проблемами.
Общество, вероятно, будет равнодушно относиться к этой инициативе, и, возможно, мы переживем и эту реформу.
Бакытбек Жумагулов, директор Центра стратегических исследований Евразии, политолог
- За 30 лет независимости партийная система достигла кризиса, связанного с коррупцией и лоббированием. Примеры "Алга Кыргызстан", "Ак Жол" и других партий показывают, как административный ресурс влияет на выборы.Пропорциональная система способствовала продаже мест в списках партий и оторвала партии от их избирателей.
Новая система укрепляет связь между кандидатами и избирателями, сохраняя участие партий в выборах и предоставляя возможность для нового развития.
Однако, существуют риски олигархизации парламента, если в округах преобладают богатые кандидаты.Необходима работа правоохранительных органов и избирателей, чтобы предотвратить подкуп голосов и обеспечить выбор достойных кандидатов.
Эта инициатива может способствовать развитию региональных партий и созданию новых политических сил, которых сейчас не хватает.
Тынчтыкбек Шайназаров, председатель Центризбиркома КР
- Сначала нужно дождаться принятия поправок в законы, а Центризбирком готов к новым выборам. Необходимы переговоры с партнерами для обновления программного обеспечения для урн.
Обсудим?
Смотрите также: