Главные новости » В мире » На границе РФ и Казахстана образовались огромные очереди с грузами из Китая, - «КоммерсантЪ»
В мире

На границе РФ и Казахстана образовались огромные очереди с грузами из Китая, - «КоммерсантЪ»

478
На границе РФ и Казахстана образовались огромные очереди с грузами из Китая, - «КоммерсантЪ»

Таможенные органы уверяют, что препятствий «для добросовестного бизнеса» при перемещении товаров через казахстанско-российскую границу
Ситуация с импортом грузов из Китая через Казахстан в Россию может ухудшиться в ближайшие дни из-за закрытия китайских пунктов пропуска в дни празднования с 1 по 8 октября. Как сообщает «КоммерсантЪ», причиной задержки нескольких тысяч фур стали масштабные проверки на наличие серых схем ввоза. Перевозчики предполагают, что это может свидетельствовать о новой политике Казахстана, направленной на более строгое соблюдение западных санкций, что, в свою очередь, может привести к перенаправлению грузов на другие пункты пропуска, такие как КНР–РФ или КНР–Монголия–РФ, что также замедлит движение.

Застава на границе

Проблема с импортом из Китая в Россию через Казахстан усугубится из-за начавшейся "золотой недели" в Китае. В дни праздников, таких как День образования КНР (1-3 октября) и Праздник середины осени (6 октября), все автомобильные пункты пропуска на казахстанско-китайском участке границы будут закрыты, как сообщает ФТС, ссылаясь на представительство в Казахстане. Однако железнодорожные пункты пропуска, такие как «Достык» и «Алтынколь», продолжат функционировать.

На 1 октября ситуация на границе Казахстана и России остается сложной, как рассказал «Ъ» Максим Емелин, заместитель руководителя отдела логистики СЛК. Очереди начали накапливаться с середины сентября, в основном из-за грузов двойного назначения, которые могут подпадать под санкции (например, электроника, дроны, одежда и товары западных брендов). Досмотры таких грузов происходят в 99% случаев. «Многие перевозчики предпочитают ожидать в отстойниках, опасаясь досмотров», — добавляет Емелин. Грузы, не подпадающие под санкции, проходят границу в среднем за три-пять дней, что также является медленным процессом по сравнению с прежними сроками.

На казахстанском маршруте из Китая в Россию на протяжении трех недель наблюдаются многокилометровые очереди, информирует коммерческий директор AKFA Алексей Чернышев. Ярослав Белоусов, директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России, отмечает, что множество машин ожидает досмотра из-за усиленного контроля на погранпереходах, где обе стороны проводят рейды для выявления недобросовестных грузоотправителей. «Крупные заказчики, отправляющие по 30-50 автомобилей в неделю, подвергаются меньшему контролю», — добавляет он, указывая на перегруженность погранпереходов и занятые парковки.

По мнению Чернышева, государство усилило контроль за серым импортом. Теперь фуры проверяются на протяжении всего пути от границы до выгрузки на рынках Москвы. «Перевозчики боятся рисковать и остаются в очередях», — объясняет он. Александр Азатьян, руководитель отдела логистики YM Trans Group, сообщает, что в пункте «Маштаково» на границе России и Казахстана скопилось 2-3 тыс. грузовиков. Задержки касаются грузов, оформленных в Казахстане, а транзитные транспортные средства не задерживаются. Источник «Ъ» в сфере автомобильных грузоперевозок говорит о 7,5 тыс. единиц транспорта в очереди.

Азатьян также добавил, что самарская таможня проводит масштабные досмотры товаров, которые уже прошли таможенную очистку в Казахстане, что приводит к задержкам. «Существует список грузов, которые рискованно везти через Казахстан, такие как микросхемы и любые станки, — уточняет он.

18 сентября таможенный брокер KBT получил уведомление от китайских коллег о временной приостановке въезда и выезда через казахстанско-российские пограничные пункты из-за разногласий между правительствами Казахстана и России. Однако источники «Ъ», знакомые с транспортной политикой, не видят серьезных разногласий в последнее время.


Дружеский контроль

По мнению перевозчиков, помимо китайской "золотой недели" существует несколько факторов, способствующих образованию пробок. Накануне праздников многие импортеры стремятся завести грузы в больших объемах. Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики «Юнитрейд», сообщает, что в связи с ожидаемым повышением утилизационного сбора на импорт автомобилей с мощностью свыше 160 л. с., очереди на погранпереходах «Забайкальск» и «Хоргос» начали образовываться с 15 сентября. Задержки составляют до трех-пяти дней, а ставки увеличились на 9-20% как для FTL-перевозок, так и для сборных грузов.

Также следует учесть закрытие границы Польши с Беларусью в середине сентября, что заблокировало до 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС на две недели, что негативно сказалось на транзитных перевозках через Россию и Казахстан. Кроме того, немалое количество китайских грузовиков ожидает получения российских разрешений на границе, что также усложняет ситуацию. «Множество автомобильных рейсов из Китая в направлении РФ и Беларуси направляются на досмотры», — говорит Лахин.

Максим Емелин сообщает, что пограничники значительно усилили контроль за предотвращением контрабанды, что связано с более строгим контролем за товарами двойного назначения. В то же время казахстанские власти объясняют заторы усилением контроля со стороны российских таможен. «Каждая сторона обвиняет другую в образовании заторов, при этом обе утверждают, что не создают препятствий для легальных грузов», — добавляет он.

ФТС заверила через официальный Telegram-канал, что таможенные органы обеих стран открыты для добросовестного бизнеса и что заторы возникают из-за действий недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

По словам Емелина, пропускная способность на границе ограничена количеством сотрудников, которых недостаточно для обработки огромных очередей с «подозрительными товарами», а также отмечаются проблемы с работой цифровых систем пропуска.

«Проблемы всегда существовали, но сейчас они обостряются, — говорит источник «Ъ» в сфере железнодорожных перевозок. — Все сближение в рамках Таможенного союза носит скорее декларативный характер. Например, согласовано, что перевозчики могут заезжать на инфраструктуру другой страны, однако фактически это ограничено до двух километров с Казахстаном». Он предполагает, что суть проблемы может заключаться в скрытом транзите, поскольку российские таможенные границы не совпадают с границами РФ, и санкции не затрагивают Казахстан и другие страны, что позволяет им оставаться в системе транзита.

Чужие вагоны

На железнодорожных маршрутах также наблюдаются проблемы, так как с 21 по 30 сентября «Казахстан темир жолы» (КТЖ) ввел запрет на прием всех груженых и порожних вагонов других железнодорожных администраций из-за увеличения парка вагонов и наличия остановленных поездов. Однако подобные запреты вводились неоднократно, включая на весь четвертый квартал 2023 года.

Собеседник «Ъ» в железнодорожной отрасли сообщает, что на российской стороне границы наблюдаются скопления пустых полувагонов, которые не пускают в Казахстан. Причина заключается в том, что ставки на предоставление вагонов в России упали, а в Казахстане они остаются высокими, что побуждает российских операторов переключаться на казахский рынок. «На российском рынке полувагоны работают с нулевой или отрицательной доходностью, поэтому любой другой рынок становится для них выгодным», — говорит старший аналитик Роман Шагалов.

Чего ждать в октябре

Александр Азатьян считает, что в первой половине октября ситуация не изменится. Грузы, подпадающие под санкции, будут продолжать задерживаться, тогда как обычные товары будут проходить границу медленнее, чем ранее, согласен Максим Емелин. «Альтернативный маршрут для импорта из Китая в настоящее время — это переход «Маньчжурия»—«Забайкальск», — отмечает он, — где инфраструктура развита и пропускная способность составляет от 400 до 600 автомобилей в сутки. Очередей там нет, и машины проходят границу за сутки или двое. Есть и резервные переходы в Казахстане, например, Троицк.»

Алексей Чернышев добавляет, что некоторые компании будут вынуждены переходить на «белые рельсы», а поток грузов может направиться к Дальнему Востоку и сухопутным переходам. Другой вариант — перенаправление грузов через альтернативные пункты, такие как «Маньчжурия»—«Забайкальск» или «Эрлянь» (Китай) — «Замын-Ууд» (Монголия). Тем не менее, добавляет Емелин, многие перевозчики могут выбрать эти альтернативные маршруты, что приведет к увеличению сроков прохождения границы. «Это не временные проблемы, а новая реальность с ужесточением контроля и соблюдением западных санкций», — подводит итог Емелин.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК