Экономист призвала обратить внимание на потенциал инвестиций Кыргызстана в зеленые финансы
Она отмечает, что внедрение механизмов для выпуска зеленых облигаций может привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктурные и экологические проекты, что станет важным шагом на пути к устойчивому развитию.
Экономист подчеркивает необходимость инвестирования в обучение специалистов, которые смогут оценивать экологические и климатические риски. Проведение обучающих семинаров и тренингов для сотрудников финансовых учреждений и компаний станет основой успешной реализации зеленых проектов.
Опыт стран Азии демонстрирует, что переход к зеленым финансам не только снижает экологические риски, но и способствует экономическому росту.
Зеленые финансы включают в себя различные финансовые инструменты, направленные на поддержку устойчивого развития и уменьшение негативного воздействия на природу, объясняет Акимова.
Концепция зеленых финансов предполагает переход от традиционных подходов к инвестициям, ориентированных на краткосрочную прибыль, к стратегиям, учитывающим долгосрочные экологические и социальные риски.
Основная цель состоит в том, чтобы перенаправить инвестиции из углеродоёмких секторов в экологически чистые технологии и инфраструктуру, что позволит минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Для достижения устойчивого развития нужны огромные финансовые ресурсы. По данным Азиатского банка развития, инфраструктурные потребности в развивающихся странах Азии могут достигать 26,2 трлн долларов США в период с 2016 по 2030 год (или около 1,7 трлн долларов в год), что должно быть направлено на финансирование проектов в сферах энергетики, транспорта, телекоммуникаций и санитарии.
Устойчивые инвестиции
По состоянию на 2016 год, общий объем активов, управляемых в рамках устойчивого инвестирования в Азии (за исключением Японии), составил 52 млрд долларов США, что составляет примерно 0,8% от общего объема активов — значительно меньше, чем в других регионах, где, например, в Европе этот показатель превышает 50%.
Япония демонстрирует особенно высокие темпы роста, где объем устойчивых инвестиций увеличился с 7 млрд долларов в 2014 году до 473,6 млрд долларов в 2016 году.
Зеленое кредитование
В Китае наблюдается впечатляющий рост объемов зеленого кредитования: с RMB 341 млрд в 2007 году до RMB 7,5 трлн (приблизительно 1,14 трлн долларов США) к концу 2016 года, что увеличило долю зеленого кредитования с 0,6% до 3,2% от всех банковских активов. К 2017 году 21 крупный банк Китая сообщил о выдаче зеленых кредитов на сумму свыше RMB 8,2 трлн.
Бангладеш также делает успехи в данной области, где в финансовом году 2016 банки предоставили зеленое финансирование на сумму 503,2 млрд так, что составило 7,5% от общего кредитного портфеля.
Зеленые облигации
Рынок зеленых облигаций также демонстрирует активное развитие:
В 2016 году объем эмиссии «лейблованных» зеленых облигаций в Китае составил RMB 238 млрд (около 36,2 млрд долларов США), а в 2017 году эта цифра немного возросла до RMB 248,6 млрд (примерно 37,1 млрд долларов США).
Доля Азии в общем мировом объеме «климатически-ориентированных» облигаций увеличилась с 4,1% в 2012 году до 42,2% к сентябрю 2017 года, что в значительной мере связано с бурным ростом китайского рынка.
Несмотря на положительные тенденции, зеленые финансы сталкиваются с рядом серьезных проблем:
Недостаток квалифицированных кадров. В финансовом секторе наблюдается нехватка специалистов, способных оценить долгосрочные экологические и климатические риски, что увеличивает транзакционные издержки при предоставлении зеленых кредитов.
Ограниченное количество жизнеспособных проектов. Сложные регуляторные и правовые условия, а также бюрократические препятствия в энергетическом и инфраструктурном секторах затрудняют реализацию инвестиционных проектов.
Низкая прозрачность. Отсутствие единых стандартов ESG-отчетности мешает объективной оценке экологических рисков и снижает доверие со стороны инвесторов.
Ценовые искажения. Субсидии на ископаемое топливо создают неравные условия для зеленых и традиционных энергетических проектов, что затрудняет конкурентоспособное развитие экологически чистых технологий.
Тем не менее, учитывая успешный опыт других стран и значительный эффект от зеленых инициатив, Кыргызстану следует развивать институты для перехода к зеленой экономике.
Регуляторы Кыргызстана должны разработать четкие стандарты и требования к раскрытию ESG-информации. Это поможет снизить риски для инвесторов и создать прозрачную оценочную систему для экологических проектов. Кроме того, государственные стимулы, такие как налоговые льготы, субсидии и гарантии, могут уменьшить финансовые риски и поддержать инициативы в области зеленых инвестиций, считает Акимова.
Опыт Китая показывает, что даже постепенное увеличение доли зеленого кредитования (с 0,6% до 3,2%) может стимулировать развитие устойчивых проектов. Кыргызстан может начать с реализации пилотных проектов в области возобновляемой энергетики, устойчивого сельского хозяйства и экологического туризма.
Обсудим?
Смотрите также: