Успехи и вызовы Кыргызстана по версии МВФ. От роста ВВП до рисков для Нацбанка
С 2022 года экономика страны демонстрирует стабильный рост, который составил 9 процентов в год. Основными факторами этого роста стали увеличение объемов торговли, приток рабочей силы и капитала, а также поддерживаемое государством строительство.
Сдержанная инфляция
По мнению МВФ, инфляция, наблюдавшаяся после пандемии Covid-19, удалось удержать на разумном уровне. Значительное сокращение государственного долга произошло с 64 процентов ВВП в 2020 году до приблизительно 36,5 процента ВВП в 2024 году благодаря сильному росту номинального ВВП и консолидации бюджета. За аналогичный период ВВП на душу населения почти удвоился, а уровень безработицы и бедности также значительно снизились.Дефицит текущих операций в прошлом году составил 30,7 процента от ВВП. Эксперты подсчитали, что 23 процента этого дефицита связаны с неучтенным реэкспортом товаров, которые были ввезены из-за пределов Евразийского экономического союза, где торговля не требует таможенного декларирования.
С учетом неучтенной торговли, прогнозируется, что экспорт товаров и услуг вырастет на 40 процентов в 2024 году, а дефицит текущих операций сократится до примерно 8 процентов ВВП.
Согласно прогнозам, в 2025 году темпы экономического роста снизятся до уровня ниже 7 процентов, а в среднесрочной перспективе стабилизируются на отметке около 5,25 процента.
По мнению финансового института, это замедление по сравнению с высокими темпами роста последних трех лет связано с нормализацией реэкспортной торговли. Ожидается, что инфляция останется в стабильных пределах при условии сохранения осторожной денежно-кредитной политики. Дефицит текущих операций, согласно прогнозам, будет колебаться на уровне около 6-7 процентов ВВП в среднесрочной перспективе, учитывая нормализацию реэкспорта и значительные объемы импорта, связанные со строительством ГЭС «Камбарата-1» и железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Бюджетная политика
Ожидается, что общий баланс бюджета изменится с профицита в 1,9 процента ВВП в прошлом году до дефицита в 3,4 процента ВВП в 2025 году, сохранившись на уровне около 3 процентов ВВП в среднесрочной перспективе.Прогнозируется снижение налоговых поступлений примерно на 1 процент ВВП в этом году и на 0,7 процента к 2030 году, что связано с уменьшением торговых налогов и НДС на импорт по мере нормализации торговли. Капитальные расходы, согласно прогнозам, возрастут примерно на 1,6 процента ВВП в 2025 году благодаря крупным инфраструктурным инвестициям, которые не были учтены в текущем бюджетном плане.
Ограниченные расходы в среднесрочной перспективе
Власти демонстрируют приверженность бюджетной дисциплине, рекомендовано приоритизировать расходы и проявлять осторожность в отношении внешних коммерческих заимствований для обеспечения устойчивости бюджета и долгов.Кыргызстан имеет возможность расширить фискальное пространство через оптимизацию льгот по НДС и специальных налоговых режимов, повышение прогрессивности подоходного налога, улучшение налогового администрирования и направление всей чистой прибыли «Кумтора» в бюджет. Оптимизация расходов может осуществляться через ограничение фонда оплаты труда госслужащих, сокращение энергетических субсидий, повышение адресности социальных выплат и улучшение управления государственными инвестициями.
Политика денежного обращения и валютного регулирования
Денежно-кредитная политика должна оставаться направленной на удержание инфляции в целевом диапазоне Национального банка в 5–7 процентов.Важно укреплять независимость и управление Национального банка. МВФ положительно оценивает решение финансового регулятора о продаже «Керемет Банка» и его усилия по выходу из гарантии.
«Тем не менее, систематические перечисления прибыли НБ КР в бюджет при капитале ниже установленного порога подрывают доверие к Национальному банку и его институциональную целостность, создавая дополнительные инфляционные риски», — указывается в отчете.
Рекомендуется прекратить эту практику и следовать нормам конституционного закона о НБ КР, касающимся его капитала.
Законодательные инициативы по цифровым активам требуют более глубокого анализа. Цифровой сом может расширить доступ к финансовым услугам, однако его внедрение должно сопровождаться надежными мерами регулирования и кибербезопасности.
«Торговля криптоактивами и создание криптобанков могут создавать системные уязвимости. Необходимо избегать предоставления криптоактивам статуса законного платежного средства. Нормативная база должна учитывать стандарты Базельского комитета по банковскому надзору в отношении криптоактивов», — подчеркивают в МВФ.
В целом, международный финансовый институт положительно оценивает экономические достижения Кыргызстана в последние годы, отмечая высокий рост ВВП, значительное сокращение государственного долга и успешное сдерживание инфляции в сложных внешних условиях. В то же время фонд предсказывает неизбежное замедление экономического роста по мере нормализации факторов, способствовавших этому, а также указывает на переход бюджета от профицита к дефициту.
Обсудим?
Смотрите также: