Андрей Белов: КР может увеличить транзитный доход в 3,1 раза в 2025 году
Андрей Белов, эксперт в области международной логистики, представил свой прогноз по грузопотокам через Кыргызстан на вторую половину 2025 года для VB.KG, основываясь на изменениях в геополитической ситуации, вызванных событиями на Ближнем Востоке. В его анализе говорится, что страна способна увеличить свои транзитные доходы в 3,1 раза к концу 2025 года:
"Давайте рассмотрим факторы, способствующие росту грузопотока:
- Закрытие морских маршрутов, вызванное риском блокады Ормузского пролива, что представляет собой 20% от мировых запасов нефти, может перенаправить до 40% грузов, следующих из Азии в Европу, на сухопутные коридоры. Это включает:
- Увеличение транзита на 180% по сравнению с первым полугодием 2025 года (средний объем в месяц составит 68 000 TEU).
- Пиковые нагрузки в сентябре: 85 000 TEU (зерно и военные грузы).
- Структура грузов:
- Военные и товары двойного назначения (50%): 34 000 TEU/мес (включая компоненты БПЛА и электронику).
- Товары под санкциями (30%): 20 400 TEU/мес (никель и титан из РФ в Азию).
- Продукты питания (20%): 13 600 TEU/мес (казахстанское зерно в Китай).
Ключевые маршруты, о которых идет речь:
- Торугарт – Балыкчи – Бишкек:
- Обработка 75% транзита (51 000 TEU/мес),
- Ограничение: пропускная способность 160 фур в день при необходимом уровне 230+.
- Резервный коридор Иркештам – Ош:
- Принятие 25% грузов (17 000 TEU/мес),
- Время доставки в Китай: 7–9 дней (на 35% быстрее, чем морские маршруты).
Одним из важных аспектов анализа является необходимость развития и эффективности электронных навигационных пломб в Кыргызстане.
Причины их применения:
1. Безопасность грузоперевозок:
- Контроль вскрытия контейнеров в реальном времени → снижение числа краж на 70% (по данным 2024 года).
- Геолокация с погрешностью ≤5 м (ГЛОНАСС и BeiDou) → предотвращение несанкционированного реэкспорта.
2. Оптимизация таможенных процессов:
- Автоматизация генерации цифровых коносаментов позволит сократить время оформления на 40%.
3. Страховые преференции:
- Снижение страховых премий на 15% для грузов с электронными навигационными пломбами.
Следует учитывать технические требования к электронным навигационным пломбам:
- Они должны функционировать даже в "глухих зонах" (например, Суусамырский перевал) через гибридные каналы связи.
- Защита данных с использованием ГОСТ-криптографии (устойчивость к взлому: 99.8%).
Реалистичные риски
- Кибератаки (вероятность 65%); потенциальные последствия - сбои в системах электронных навигационных пломб, что приведет к простою более 500 фур.
- Перегрузка на Торугарте (вероятность 90%); это может вызвать задержки доставки до двух недель.
- Санкционное давление (вероятность 70%); возможны заморозки транзитных платежей в USD.
- Дефицит ж/д платформ (вероятность 80%); это может ограничить вывоз грузов из Кыргызстана по железной дороге.
Обоснование этих рисков:
- Киберриски подтверждены данными Group-IB (атаки группировок APT34 на логистику в Центральной Азии).
- Данные о пропускной способности взяты из отчета Минтранса КР за первый квартал 2025 года.
Что касается экономических преимуществ и эффектов:
- Увеличение доходов: +$1.2 млрд за вторую половину 2025 года (транзитные сборы и дополнительные услуги).
- Увеличение затрат на логистику: $210/т (+55% по сравнению с 2024 годом) в связи с:
- Страховыми премиями из-за киберрисков;
- Арендой дополнительного подвижного состава;
- Создание более 8 000 рабочих мест в сфере IT-безопасности и таможенного администрирования.
Ключевые рекомендации:
1. Инфраструктура:
- Срочное расширение пропускной способности Торугарта до +200 фур в день (до сентября 2025 года).
- Реконструкция железной дороги на участке Балыкчи-Бишкек;
2. Технологии:
- Внедрение резервных каналов связи (спутниковых и наземных) для навигационных пломб.
- Создание национального киберцентра для защиты логистических систем.
3. Политика:
- Лоббирование в ЕАЭС статуса "транзитного хаба" с иммунитетом от санкций.
- Упрощение визового режима для водителей из Китая и Пакистана.
4. Подвижной состав:
- Лизинг 5 новых локомотивов;
- Подписание контрактов с российскими, китайскими и казахскими операторами ж/д платформ.
Прогноз показывает, что Кыргызстан может увеличить свои транзитные доходы в 3,1 раза к концу 2025 года, однако для этого необходимо преодолеть существующие инфраструктурные "узкие места" и киберугрозы. Все данные актуализированы по состоянию на 19.06.2025 на основе отчетов Минтранса КР, EIA и Group-IB.
Обсудим?
Смотрите также: