Оппозиционный журналист из Таджикистана рассказал о предстоящем транзите власти

В интервью Гульнаре Бажкеновой оппозиционный журналист из Таджикистана Темур Варки поделился мыслями о будущем власти в стране. Он обсудил причины бедности Таджикистана и возможного преемника Эмомали Рахмона. Подробности представлены в текстовом обзоре от Orda.kz.
Таджики в России
Первым вопросом, который задала Гульнара Бажкенова Темуру Варки, стало положение мигрантов. В последнее время Россия изменила правила безвизового въезда для иностранцев, ужесточив требования к мигрантам, включая обязательное прохождение биометрии, медосмотра и тестов на знание языка и законодательства.
Эти изменения вызвали активные обсуждения, и многие начали говорить о фактическом введении визового режима. Если для Казахстана это не столь критично, то для экономики Таджикистана такое решение станет настоящим ударом.
«Миграция жизненно важна для Таджикистана. Около половины трудоспособного населения, примерно два миллиона таджиков, работают в России. Каждый год переводы трудовых мигрантов составляют около половины ВВП страны. Эти деньги поддерживают экономику и власть. Без них власти не выстоят, и людям в Таджикистане будет тяжело», — отметил Варки.
Некоторые таджики также работают в Казахстане, но с ограничением миграционных потоков в России население будет искать заработок в других странах, таких как Турция, Южная Корея и южные страны Европы. Однако эти доходы значительно ниже, чем те, что предоставлял российский рынок.
Почему Таджикистан нуждается в Рахмоне?
Лояльность населения к власти, неспособной обеспечить достойные условия труда, основывается на страхе повторения истории.
«Таджикистан пережил гражданскую войну, которая на самом деле была прокси-войной, организованной Россией. Полковник Квачков выбрал Эмомали Рахмона в качестве марионетки, чтобы установить контроль над Таджикистаном. Таджики, пережившие ту войну, не хотят её повторения. Они готовы терпеть ради будущего своих детей, но если их детям будет нечего есть, они свергнут эту власть», — подчеркнул Варки.
Авторитарный режим в Таджикистане
Гульнара Бажкенова, обсуждая с Варки, вспомнила, что в период с 2008 по 2013 год у журналистов не было ощущения жестокого репрессирования.
«Авторитаризм медленно, но верно охватывает всё. Сегодня журналисты находятся в тюрьмах, за обычные лайки сажают в тюрьму. Я стала персона нон грата в Таджикистане, имея несколько статей против меня. Многие мои друзья перестали меня поддерживать, опасаясь последствий», — рассказала она.
Смысл правления Эмомали Рахмона
При отсутствии экономического роста и сокращении политических свобод, какова же цель правления Эмомали Рахмона?
«Сначала он изменил Конституцию, сделав себя бессменным президентом. Теперь он создает режим, который должен подчиняться его сыну. Для этого он устраняет всех, кто может представлять угрозу его власти», — отметил Варки.
Как считает Темур Варки, вероятным преемником Рахмона станет Рустам Эмомали, который не готов к управлению. Общественность видит в нём лишь повесу, не интересующегося политикой.
Недавно в Москве Рустама Эмомали встретили на высоком уровне, что было расценено как «смотрины» будущего руководителя. Политологи отметили, что он не произнес ни слова, возможно, потому что не имел ничего сказать.
«Рустам Эмомали получил прозвище Великий немой — в отличие от своего отца, он не может удерживать аудиторию. Рахмон обладает выдающимися политическими талантами, что позволило ему оставаться у власти так долго», — добавил Варки.
Варки предполагает, что Рустам лучше владеет таджикским языком, чем русским.
У Рустама есть сестра — Озода Рахмон, которая более успешна в политике, однако передача власти ей вряд ли возможна из-за патриархального строя и страха перед внутренними конфликтами.
Варки указывает на строгое разделение сфер влияния в государстве. Элиты, формировавшиеся вне клана Рахмона, интегрированы в его структуры. Самостоятельные попытки добиться успеха в Таджикистане сегодня невозможны.
Экономика в упадке
Гульнара Бажкенова делится воспоминаниями о своем визите в Худжанд десять лет назад, когда город производил впечатление благополучия и чистоты. Как же сейчас живет народ Таджикистана?
«Существуют большие различия в уровне жизни. Олигархи и представители клана живут неплохо, так как цены в Таджикистане относительно невысокие. Минимальная зарплата составляет 55 долларов, средняя — около 165–170 долларов (примерно 87,5 тысячи тенге). На эти деньги, учитель может позволить себе лишь один поход на рынок. Даже если зарплаты немного растут, экономика стагнирует уже четыре года, а инфляция продолжает расти. Люди едва сводят концы с концами, и если бы не переводы мигрантов из-за границы, жизнь была бы ещё тяжелее», — считает Варки.
Одним из крупных проектов, который реализуется в Таджикистане, является Рогунская ГЭС, аналог казахстанского ЛРТ, но в большем масштабе.
«Скорее всего, Эмомали Рахмон будет продолжать строительство Рогунской ГЭС, пока не уйдет из жизни. Каждый год стоимость проекта будет расти, и в итоге не хватает рабочих рук, так как многие не получают зарплату. В результате, вся его семья становится миллиардерами на этом строительстве», — добавил Варки.
По мнению оппозиционного журналиста, Рахмону выгодно, чтобы население уезжало за границу. Бедное население не способно свергнуть власть.
«На 75% территории Таджикистана осенью и зимой нет электричества, что делает невозможным создание бизнеса. Без света нельзя хранить продукты, запускать станки. В Таджикистане отсутствуют фабрики и малые предприятия, и даже в столице бывают перебои с электричеством. Люди строят высотки, но лифты и канализация не работают», — заключил Варки.
Потери Таджикистана после распада СССР
Гульнара Бажкенова поинтересовалась у Варки о его взгляде на состояние Таджикистана после распада Советского Союза. В то время Таджикистан также был одной из беднейших республик, и его земли были разделены. Может ли быть так, что сегодняшние экономические проблемы связаны не только с правящим кланом?
«Не совсем. Во времена Советского Союза в Таджикистане действовали многие заводы и фабрики, которые обеспечивали тысячи рабочих мест. После распада всё это было разрушено и распродано. Теперь в Душанбе нет крупных предприятий, и Рахмон не подотчетен никому, кроме Путина. Его главная цель — личное обогащение и передача власти по наследству», — отметил Варки.
Хотя ВВП показывает рост, уровень жизни, по мнению Варки, упал. Также наблюдается проблема «утечки мозгов», когда талантливые люди уезжают за границу в поисках лучших условий.
«Раньше один преподаватель мог вести несколько предметов, а теперь, чаще всего, один ведет пять. Уровень образования значительно упал, и многие люди стремятся к жизни в городах из-за отсутствия света и трудностей в сёлах», — добавил он.
Таджикский язык, имеющий древние корни, за время Советского Союза претерпел изменения, что разъединило народы и сделало литературные сокровища недоступными.
Борьба с радикализмом
Президент Таджикистана одним из первых в Центральной Азии начал борьбу с религиозным радикализмом, что, по мнению Варки, только способствовало его росту.
«Чем больше Эмомали Рахмон угнетал верующих, тем больше вызывал протест. Это привело к тому, что таджики начали вступать в ряды ИГИЛ», — отметил он.
Полную версию разговора, включая историю Таджикистана и его связи с Ираном, можно увидеть на ютьюб-канале «Орды».
Обсудим?
Смотрите также: