КЫР
Главные новости » Эксклюзив » Дети сомнений: почему западная молодежь увлечена Достоевским
Эксклюзив

Дети сомнений: почему западная молодежь увлечена Достоевским

388

Творчество Достоевского, как ни странно, находит отклик у нового поколения читателей. В прошлом году его повесть «Белые ночи» (1848) стала бестселлером среди изданий Penguin Classic благодаря популярности в сообществе BookTok. С 2020 года продажи таких произведений, как «Братья Карамазовы» (1880) и «Преступление и наказание» (1866), увеличились почти в три раза.

Отношение к Достоевскому менялось на протяжении его жизни и после смерти в 1881 году. Его дебютный роман «Бедные люди» (1846) был тепло принят, тогда как «Двойник» (1846) получил холодный прием критиков, после чего писатель на долгое время оказался в забвении. Настоящая слава пришла к нему лишь в последние годы жизни.

Мнения о Достоевском среди великих литераторов были разнообразными. Альбер Камю утверждал, что «истинным пророком XIX века был именно Достоевский, а не Карл Маркс». Э. М. Форстер отмечал, что «ни один английский романист не проникает так глубоко в душу человека». В то же время, Джозеф Конрад высказывал недовольство, утверждая, что от произведений Достоевского исходит «отвратительный смрад».

Для новых читателей, только знакомящихся с его творчеством, может быть удивительно узнать о его либеральных взглядах в молодости. Интерес к французскому социализму привел его в революционную группу, связанную с радикальным кружком Петрашевского в Санкт-Петербурге, что в итоге привело к его аресту в 1849 году и замене смертной казни на ссылку в Сибирь, где ему разрешали читать только Новый Завет.

Позже Достоевский с презрением вспоминал о том времени, когда он «превратился в “европейского либерала”». Либерализм, противостоявший ему, был русским нигилизмом XIX века, который отверг традиции и моральные ограничения, искажая понятие прогресса. Этот нигилизм, представленный в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1862), имеет множество параллелей с современным либерализмом XXI века, включая научный утопизм и материализм.

В своем романе «Бесы» 1872 года Достоевский предлагает глубокую критику нигилизма. Безумец Петр Верховенский восхищается революционным террором, произнося: «Цицерону отрезают язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир подвергается каменованию». Роман описывает, как нигилизм и материализм ведут его персонажей к саморазрушению в российской провинции.

Хотя роман полон мрачных событий, его сюжет отражает реальные события и интеллектуальные дискуссии того времени. Убийство студента Иванова, известное как «Нечаевское дело», находит отражение в судьбе Ивана Шатова, который смог освободиться от революционных идей. Вера Засулич, вдохновленная Нечаевым, попыталась убить петербургского губернатора, что позже стало основой пьесы Оскара Уайльда.

В противовес нигилизму и материализму Достоевский опирался на концепцию Святой Руси. Он верил в духовное величие русской нации и считал православие выражением истинного христианства. Писатель поддерживал идеи возвращения Константинополя как центра православия и стремился к восстановлению утраченных территорий России. В словах героя Шатова звучит его вера в народ: «Знаете ли вы, кто сейчас единственный «богоносец» на земле, способный спасти мир именем нового бога?».

Без понимания христианства невозможно охватить суть Достоевского. Он исследует веру через призму сомнений и духовного опустошения, часто с противоречивыми размышлениями о вере. Ошибкой будет считать его агностиком. Достоевский создает мир, где выбор между верой и неверием имеет свои последствия. Его духовные поиски проявляются в ужасных эпизодах его романов, полных страданий, безумия и преступлений.

Интерес к его религиозным взглядам вновь возрастает в условиях современного культурного контекста. Взгляды «новых атеистов» подвергаются сомнению, и среди молодежи наблюдается рост интереса к традиционному христианству. Недавний опрос показал, что 16% британцев в возрасте от 18 до 24 лет посещают церковь как минимум раз в месяц, что значительно больше, чем в 2018 году. Рекордное количество крещений во Французской католической церкви на прошлую Пасху также связано с обращением молодежи в христианство. На Reddit обсуждают, как чтение Достоевского вдохновило новых христиан, и многие современные церковные деятели, включая папу Франциска, упоминают его как важного духовного авторитета.

Завершает этот анализ роман «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, исследующее темы веры, морали, свободы и страдания. Убийство Федора Карамазова и различные судьбы его сыновей отражают моральные неопределенности.

В романе содержится знаменитая притча «Легенда о Великом Инквизиторе», рассказанная Иваном своему брату Алеше. Христос возвращается на землю и подвергается аресту инквизитором, который утверждает, что человечество было бы счастливее, если бы Христос уступил искушениям дьявола. Инквизитор говорит, что массы не могут справиться со свободой и жаждут лишь хлеба и чудес. Христос молчит, и в конце концов, лишь целует инквизитора, который с ужасом его выгоняет.

Эта притча затрагивает важные темы тоталитаризма XX века и конфликт между свободой и комфортом, лежащий в основе современного либерализма. Она предвосхищает антиутопическую литературу XX века, созданную такими авторами, как Хаксли и Оруэлл. Кроме того, она подчеркивает противоречивую природу Достоевского по отношению к религиозной истине: критик Константин Леонтьев называл эту легенду «прекрасной фантазией», отражающей искаженное понимание Достоевского о христианстве.

Как и любой пророк, Достоевский полон противоречий. Учитывая культурный контекст его времени, поражает, что писатель, столь глубоко исследующий страдания человечества, может проявлять антисемитизм. На вопрос в «Братьях Карамазовых» о том, крадут ли евреи и убивают ли христианских детей на Пасху, Алеша отвечает: «Не знаю». Это легкомысленное отношение к жестоким обвинениям.

Кроме того, его антикатолицизм, заметный в «Легенде», связан с антипатией к Западу и порой достигает абсурда. В «Идиоте» князь Мышкин утверждает, что «католичество — это вера нехристианская!» и даже «хуже самого атеизма». Достоевский не был экуменистом, но это не уменьшает силы его литературной апологии христианства.

Несмотря на противоречия и недавние призывы бойкотировать русскую культуру, классическая русская литература продолжает оказывать значительное влияние на западное мышление. Россия, будучи европейской страной с антилиберальными традициями, ощущается как нечто чуждое, но дух ее литературы остается непостижимым и притягательным. В творениях Достоевского исследуются знакомые и незнакомые силы, что неизменно интересует читателей.

Что касается самого Достоевского, его творчество пронизано мрачностью и опасностью, что делает его более актуальным для современного читателя, чем Толстой, Гоголь и Тургенев. Жестокий реализм и экзистенциализм его романов отвечают современным литературным интересам. Антикапиталистические идеи Достоевского привлекают молодежь, уставшую от неудач в политике. Другими словами, «дети сомнений» сегодняшнего дня могут найти в его работах много пищи для размышлений.

Источник
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК