«Регулярная практика». Как визиты и саммиты парализуют столицы Центральной Азии и насколько это неизбежно?

В Душанбе, Бишкеке, Астане и Ташкенте, даже в обычные дни, передвижение по городу может быть сложным. Однако во время высокопрофильных визитов и саммитов столицы Центральной Азии буквально останавливаются: жители сталкиваются с перекрытыми улицами, транспортными заторами и, в худшем случае, временными ограничениями на выход из домов, уточняет Азаттык-Азия.
«Пришлось идти пешком»
Солнечное июльское утро. Вскоре температура в Душанбе поднимется до 40 градусов. Местные жители спешат по тротуарам вдоль трассы, отведенной для протоколов. Каждые 50 метров встречается милиционер с рацией и жезлом, а все магазины и кафе закрыты.
На дороге — необычная тишина. Эта часть города закрыта для автомобилей, которые стоят в пробках в других районах Душанбе.
После продолжительного ожидания раздается звук сирены, и появляется первая машина с надписью Police. За ней следуют другие автомобили, а затем мчится кортеж — черные, тонированные машины, отражающие город в своих боках. Горожане вздыхают с облегчением: возвращение к привычной жизни стало возможным.
Так Душанбе встречал высокопрофильную делегацию из Монголии, возглавляемую президентом страны.
«В тот день я вышел из дома пораньше, но все равно опоздал на работу на 40 минут. Пришлось большую часть пути идти пешком», — делится своим опытом Кахрамон, житель столицы Таджикистана.
«Такси, которое обычно стоит 18 сомони ($1,8), в день визита монгольского президента обошлось мне в 64 сомони ($6,6). Мы ехали в объезд, так как центр был перекрыт, и я опоздал на важную встречу», — добавляет Парвиз, журналист одного из местных изданий.
Жители привыкли к тому, что ради кортежей первых лиц государства или иностранных делегаций перекрывают улицы, отгоняют машины на окраины, а маршрутки разворачивают посреди пути.
«Стараюсь в такие дни ничего не планировать»
Схожая ситуация наблюдается и в других столицах Центральной Азии.
В Ташкенте «очистка» территорий для проезда кортежей иногда принимает крайние формы.
Весной 2024 года охрана президента Узбекистана Шавката Мирзиеева стреляла в машину, не уступившую дорогу кортежу. Инцидент был зафиксирован на видео. Водитель остался невредим, но против него было возбуждено дело о сопротивлении власти.
Похожий случай произошел в январе 2023 года, когда также стреляли в машину — «в установленном порядке», как заявили в МВД.
В мае, перед визитом премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Самарканд, студентов из общежитий, расположенных вдоль дороги, по которой должен был проехать кортеж, выселили.
По информации Узбекской редакции РСЕ/РС, такие случаи не единичны. В преддверии визитов высокопрофильных гостей жизнь в городах страны останавливается: занятия в учебных заведениях отменяются, улицы заполняются сотрудниками правоохранительных органов, закрываются магазины, а движение транспортных средств и пешеходов строго ограничивается.
Иногда людям вообще запрещают выходить из домов или посещать больницы в районах, где проезжают кортежи.
Визиты и саммиты также сильно сказываются на жизни Бишкека. Например, перед приездом президента Монголии Ухнаагийн Хурэлсуха в Душанбе, он находился с официальным визитом в Кыргызстане, и в столице также временно ограничивали движение.
Правоохранительные органы предупредили, что ограничения будут действовать только во время проезда кортежа от аэропорта «Манас» до государственной резиденции и обратно, прося граждан заранее планировать свои маршруты.
Тем не менее, пробки парализовали весь центр Бишкека. А отдыхающие на озере Иссык-Куль, находясь в 190 км от столицы, по несколько часов не могли выехать из курортного поселка Бостери: движение было практически остановлено.
«Проспект Манаса — главная артерия города. Если его перекрыть — все встанет. Любые подобные мероприятия — саммиты ШОС, ЕАЭС, визиты — всегда приводят к пробкам. Это значит, что вечером не уедешь с работы или будешь стоять перед светофором часами», — говорит Канат, журналист из Бишкека.
Жители Астаны тоже сталкиваются с подобными трудностями.
«В Интернете существуют специальные группы, такие как «Астановка», где люди могут узнать об ограничениях движения. В дни визитов высоких гостей я стараюсь не выезжать и ничего не планировать. Лучше пойти пешком или остаться дома, иначе есть риск застрять в пробках надолго», — делится Жаннат, жительница Астаны.
Нарушение свободы передвижения или обеспечение безопасности?
О предстоящих перекрытиях и других неудобствах жители Душанбе обычно предупреждаются заранее через Telegram-канал МВД. Однако это не всегда помогает, признаются горожане. Некоторые узнают о блокировках только когда уже застряли в пробках, а другим необходимо добраться в закрытые районы города.
Бывший работник Минтранса Таджикистана отметил, что генплан Душанбе не адаптирован к таким перекрытиям без негативных последствий для дорожного движения: «Протокольная трасса пересекает весь город, и на объездных дорогах возникают пробки».
Представитель администрации президента, пожелавший остаться анонимным, пояснил, что перекрытия регулируются официальными документами.
«Это и постановление правительства об организации сопровождения официальных делегаций, а также инструкция для правоохранительных органов, имеющая закрытый характер, и Конституционный закон Республики Таджикистан «О социальном обеспечении, обслуживании и охране президента РТ», — добавил чиновник.
Сайфулло Сафаров, бывший заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, утверждает, что подобные меры принимаются для обеспечения безопасности первых лиц государства.
«Если что-то случится и страна останется без руководства, представьте, какой хаос начнется. Поэтому нужны такие меры безопасности. Быстрое движение кортежей также обусловлено соображениями безопасности — как для граждан, так и для самих высокопрофильных гостей. Протокол допускает движение со скоростью не ниже 100 км в час. Те, кто утверждает, что такая практика нарушает права человека на свободу передвижения, не понимают сути политики, государства и безопасности», — пояснил Сафаров.
Правозащитница из Душанбе, общавшаяся с Азаттык Азия анонимно, не согласна с тем, что безопасность высокопрофильных лиц можно обеспечить только путем паралича городов.
«В США передвижение кортежа президента планируется так, чтобы оно не совпадало с часами пик. Трафик не блокируется полностью. Перекрестки освобождаются прямо перед проездом кортежа. А для поездок на отдых в загородную резиденцию президента используют вертолет, взлетающий с лужайки перед Белым домом», — делится правозащитница своим опытом пребывания в Вашингтоне.
Она считает, что перекрытие маршрутов кортежей — это нарушение прав граждан на свободу передвижения.
«Это не исключительные случаи, а повседневная практика. Люди теряют рабочее время, срываются встречи, кто-то не может попасть в суд, поликлинику, даже на похороны», — подчеркивает она.
Обсудим?
Смотрите также: