Внимание стало валютой: его покупают, тратят и истощают

Синдром дефицита внимания, ранее воспринимаемый как проблема исключительно детского возраста, теперь привлекает внимание и у взрослых, сообщает Идеономика.
В современном мире внимание стало чем-то вроде валюты: его постоянно покупают, расходуют и теряют в океане ссылок, свайпов и бесконечной ленты новостей. За последние 20 лет количество диагнозов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возросло более чем в два раза среди взрослых, а среди детей этот показатель увеличился на 66%. Это явление вызывает удивление и требует более глубокого анализа.
Исторически сложилось так, что СДВГ рассматривался как нейроразвивающее расстройство, которое обычно проявляется в детстве, с такими симптомами, как легкость отвлечения, импульсивность и гиперактивность. Долгое время считалось, что это состояние наследственное, и генетические факторы играют ключевую роль. Лечение традиционно включает препараты, которые стимулируют выработку дофамина, нейромедиатора, отвечающего за внимание и ощущение вознаграждения. Эти лекарства действительно помогают тем, кто в них нуждается.
Классическая форма СДВГ, как правило, связана с нейроразвитием, которое начинается в раннем детстве. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности с концентрацией и завершением задач, но с надлежащей поддержкой, включая дисциплину и медикаменты, они часто достигают успеха. Способности к самоконтролю и вниманию у них, как правило, улучшаются с возрастом.
Тем не менее, в последние годы появилась более широкий взгляд на СДВГ. В психиатрической практике наблюдаются случаи, когда симптомы, связанные с СДВГ, не поддаются стандартному лечению с помощью схемы «лекарства плюс четкая структура». Это стало сигналом о том, что существует более сложная регуляция внимания, требующая других подходов к коррекции, что в свою очередь изменило понимание этого расстройства.
СДВГ лучше рассматривать через призму спектральной модели, где один полюс определяется биологическими факторами, а другой — современными цифровыми условиями. Мы обозначили эти полюса как СДВГ I и II типов. Большинство людей находятся где-то посередине, при этом как биология, так и окружающая среда влияют на их внимание. СДВГ I типа отражает врожденные нейроразвивающие особенности, в то время как у людей с преобладанием типа II синдром может проявиться позже, в основном из-за избыточной стимуляции в цифровом мире.
Эта концепция облегчает понимание роста проблем с вниманием и необходимости изменения подходов к лечению.
Представьте человека, который в детстве не испытывал проблем с концентрацией, но в подростковом возрасте или в начале двадцатилетия сталкивается с ними. Он становится импульсивным и рассеянным, хотя раньше этого не было. Что изменилось? Часто причина кроется в цифровой среде. Время, проведенное за переключением между приложениями, просмотром коротких видео, погоней за лайками в соцсетях и многозадачности, нарушает способность мозга регулировать внимание, акцентируя внимание на мгновенной стимуляции. Это со временем может ослабить способности к выполнению более медленных задач, таких как чтение книг или просмотр фильмов.
Эпидемиологические данные подтверждают эти наблюдения: среди 5,3 миллиона взрослых в США уровень диагностики СДВГ возрос с 0,4% до 1% с 2007 по 2016 год, что превышает показатели роста среди детей. Многие случаи позднего диагноза могут быть связаны с СДВГ II типа, вызванным кумулятивным эффектом интенсивной цифровой стимуляции. Долгое время, проведенное перед экранами, также может вызывать аналогичные проблемы у детей: у дошкольников, проводящих более двух часов в день за экраном, уровень невнимательности увеличивался в шесть раз по сравнению с теми, кто использовал экраны менее получаса в день.
Различия между СДВГ I и II типов можно сравнить с диабетом I и II типов. СДВГ I типа связан с ранними нарушениями в дофаминовой системе и нейронных связях, аналогично тому, как диабет I типа возникает из-за недостатка инсулина. СДВГ II типа, в свою очередь, формируется под воздействием длительной цифровой стимуляции, ослабляющей систему вознаграждения. Оба типа соответствуют симптомам СДВГ, таким как невнимательность, импульсивность и трудности с саморегуляцией, но развиваются по разным биологическим путям и требуют различных подходов к лечению.
Для СДВГ II типа оптимальным лечением станет изменение окружающей среды: время, проведенное за экранами, следует значительно сократить до уровня, который многие считают «умеренным», и заменить его офлайн-заданиями, способствующими концентрации. Этот подход схож с тем, как лечится диабет II типа, где цель состоит в снижении уровня сахара и восстановлении чувствительности организма.
Существование второго типа СДВГ подтверждается множеством исследований. Долгое время назад ученые обнаружили связь между телевизионным просмотром в раннем детстве и проблемами с вниманием в будущем. В одном исследовании зафиксировали, что длительный просмотр телевизора с одного до трех лет связан с выраженными проблемами с вниманием в возрасте семи лет. В другом исследовании, охватывающем около 1300 детей школьного возраста, была установлена связь между частым использованием экранных устройств и ухудшением концентрации. Эти данные подтверждают, что длительное использование экранов может способствовать возникновению гиперактивности.
Современные цифровые инструменты предлагают постоянную новизну и мгновенные вознаграждения. В двухлетнем исследовании с участием около 2600 подростков было показано, что интенсивное использование цифровых медиа предшествовало появлению новых симптомов дефицита внимания и импульсивности, даже у тех, кто ранее не испытывал таких проблем. Пятилетнее исследование с участием около 3800 подростков показало, что увеличение времени, проведенного в социальных сетях, часто приводило к обострению симптомов СДВГ в текущем и следующем году, причем импульсивность была одной из основных причин этой связи. Дополнительные исследования показали, что сокращение времени, проведенного за экранами в свободное время, приводило к улучшению поведения всего за две недели.
Важно отметить, что большинство исследований имеют наблюдательный характер, и не могут точно подтвердить, что экранное воздействие вызывает изменения в мозге или поведении. Возможно, более импульсивные люди просто склонны к интенсивному использованию экранов. Однако данные долгосрочных исследований, показывающие, что интенсивное использование предшествует возникновению проблем, вместе с данными раннего вмешательства подтверждают причинно-следственную связь. Исследователи начали изучать мозг, и результаты показали, что нейронные изменения соответствуют поведенческим.
Четко это видно на примерах интенсивной многозадачности. Люди, регулярно работающие с несколькими экранами, такими как стриминг, отправка сообщений и игры, испытывают трудности с фильтрацией отвлекающих факторов или плавным переключением между задачами. Сканирование мозга 149 молодых людей показало, что у тех, кто часто переключается между экранами в повседневной жизни, наблюдается повышенная активность префронтальной коры при выполнении задания на концентрацию, однако они все равно хуже справляются с этой задачей. Другое исследование с участием 75 взрослых показало, что у тех, кто часто использует медиа-многозадачность, меньше серого вещества в области мозга, отвечающей за самоконтроль.
Более глубокое понимание проблемы позволяет изучение системы вознаграждения в мозге. Выяснилось, что поток уведомлений и лайков в соцсетях вызывает выброс дофамина, нарушая баланс этой гибкой системы. Исследование 22 взрослых пользователей социальных сетей показало, что чем больше времени они проводили, листая ленту, тем меньше у них было возможностей для производства дофамина в базальном ядре, области, связанной с СДВГ. Обзор других исследований мозга продемонстрировал, что чрезмерное использование социальных сетей связано с уменьшением активных зон вознаграждения и внимания, а также с различиями в активности в сетях фокусировки мозга, которые наблюдаются у людей с СДВГ. Наконец, обзор исследований показал связь между длительным временем, проведенным за экранами, и снижением когнитивного контроля у подростков. Эти данные подтверждают, что экран перегружает систему вознаграждения мозга, вызывая жажду большего и неудовлетворенность медленными процессами.
Таким образом, существуют два типа СДВГ, и они проявляются по-разному. На практике различия между типами I и II становятся очевидными.
Рассмотрим пример ребенка по имени Сэм. Он представляет собой классический случай СДВГ I типа. С раннего возраста ему было сложно оставаться на месте: он метался, перебивал других, не мог завершить свои мысли. Родители и учителя заметили эти проблемы рано, и, вероятно, у него была генетическая предрасположенность: его отец также страдал от СДВГ. После организации его жизни и назначения медикаментов, его способность к концентрации значительно улучшилась: он стал выполнять домашние задания, присоединился к футбольной команде и гордится своими достижениями.
Теперь представим девушку по имени Алекс, которая чуть старше 20 лет. В школе она училась отлично, но в университете ей стало сложно. Она не могла уложиться в сроки, лекции казались невыносимыми, а телефон стал ее постоянным спутником: она листала соцсети до поздней ночи. Ранее у нее не было подобных трудностей. Стимуляторы, казалось, помогали ей в начале, но со временем их эффект уменьшался, и без них она чувствовала себя еще хуже. Ее экранные привычки бросались в глаза: часы листания новостей и многозадачность. Для нее снижение цифровой нагрузки (замена экранного времени прогулками или чтением) и улучшение сна со временем оказались более эффективными, чем медикаменты. Аналогичные результаты наблюдались у другой пациентки, вероятно, II типа: сокращение экранного времени на месяц и ограничение необязательного использования смартфона восстановили ее концентрацию без лекарств. Это не единичные случаи, а закономерности, наблюдаемые многими врачами.
Важно отметить, что такие пациенты, как Алекс, по-прежнему соответствуют почти всем официальным критериям диагностики СДВГ. Обозначение типа II не предназначено для расширения рамок, а скорее для объяснения позднего проявления симптомов и их лучшего реагирования на изменения в образе жизни. Используя диагноз СДВГ, мы описываем проблемы общепринятым медицинским языком, что позволяет сохранить доступ к медицинской помощи. Однако в подходах к помощи не следует полагаться на универсальные решения: Сэму может потребоваться фармацевтическая поддержка, а Алекс — цифровая перезагрузка.
С развитием общества должно меняться и лечение психических расстройств, однако большинство диагностических систем по-прежнему игнорируют влияние цифровой среды. В недавних исследованиях утверждается, что врачам следует глубже изучать этот аспект, не просто фиксируя время, проведенное пациентом в сети, но и исследуя эмоциональное воздействие. Людям, испытывающим трудности с вниманием, стоит задаться вопросом: каково эмоциональное воздействие времени, проведенного за экранами? Чувствую ли я стресс или усталость после времени, проведенного в интернете? Испытываю ли я панику, если забываю телефон? Мы начали задавать пациентам эти вопросы, и их ответы оказались весьма информативными. Один подросток сообщил, что соцсети помогали ему оставаться на связи, но усиливали также тревожность. Взрослый пациент рассказал, что игры были для него отдушиной, пока не начали отнимать время для сна. Эти истории помогают глубже понять трудности, с которыми сталкиваются люди, и как им можно помочь.
Если гипотеза о СДВГ II типа верна, то необходимы изменения: следует меньше полагаться на лекарства и больше внимания уделять контролю цифрового воздействия. Возможно, школы могли бы уменьшить цифровой шум, работодатели — пересмотреть подход к бесконечным звонкам, а семьи могли бы создать более спокойную атмосферу. Школы могут учесть пример французских классов, которые полностью запретили смартфоны, создав «убежища внимания», где можно учиться и развивать устойчивую концентрацию. Подобно тому, как на продуктах указывают содержание сахара, учебные программы могут обозначать количество времени, проведенного за экранами, и включать блоки офлайн-обучения для поддержания и развития когнитивной выносливости.
Не стоит воспринимать это неправильно: мы не утверждаем, что цифровая среда — это зло. Она объединяет нас, информирует и развлекает. Однако, как и во всем, избыток времени у экрана может повлиять на результаты. Попробуйте отключить ненужные уведомления на день или заменить час в соцсетях на прогулку. Позвольте своему мозгу немного отдохнуть, чтобы подготовиться к дальнейшим действиям. Возможно, со временем такие небольшие изменения помогут вам или вашему ребенку сосредоточиться.
В будущих исследованиях необходимо следить за тысячами людей, измеряя их цифровые привычки, изменения в мозге и реакцию на лечение. Если концепция двух типов СДВГ окажется верной, в диагностические руководства следует включить различия между проблемами внимания, вызванными биологическими причинами, и проблемами, обусловленными хронической перегрузкой. Ясность в этом вопросе поможет врачам подобрать адекватное лечение и предоставит школам и технологическим платформам более строгие полномочия в защите внимания. Пока эти данные будут собраны, каждый из нас может провести небольшой эксперимент: уменьшить экранное время и посмотреть, что произойдет, и поделиться результатами.
Источник
Обсудим?
Смотрите также:
