От Самарканда до Кабула: история узбека, который стал американцем, отслужив в армии, а теперь пытается вернуться на родину

Сложности возвращения и письма президенту
Уткур Рахматуллаев, уже более 25 лет находящийся в США, изначально приехал в 2000 году по туристической визе, но вскоре остался там нелегально. После окончания Самаркандского института иностранных языков он решил остаться, поскольку уровень жизни в США сильно отличался от родной страны.
«Сначала я планировал вернуться, но увидев, как живут люди здесь, я не смог оставить это место. В Узбекистане я отправлял родителям деньги, и они сталкивались с коррупцией в банках, что меня просто шокировало», — вспоминает Уткур.
После пяти лет нелегального проживания в США, Уткур решил вступить в армию, чтобы легализовать своё пребывание. Он всегда мечтал служить в вооруженных силах.
«В моем институте не было военной кафедры, и в Узбекистане люди платили взятки, чтобы избежать призыва. Я же хотел попасть в армию, но мне отказали, так как у меня был статус единственного сына», — говорит он.
Уткур столкнулся с трудностями, когда его заявления в военкомат США отклоняли из-за отсутствия документов, и решил писать письма.
«Я обращался к президенту Джорджу Бушу, вице-президенту Дику Чейни и сенаторам с просьбой принять меня на службу. Мои письма дошли до Минобороны, и меня пригласили на собеседование, где я успешно прошел языковые тесты», — рассказывает он.
Несмотря на отсутствие официального статуса, его приняли на службу, так как его языковые навыки были востребованы в условиях войны в Афганистане и Ираке.
«Я владел таджикским и узбекским языками, что было полезно в понимании местной культуры и обычаям», — добавляет Уткур.
Гражданство и военные операции
Спустя полгода после вступления в армию Уткур получил американское гражданство и прослужил в общей сложности 11 лет, дважды выезжая в Афганистан.
Первый раз он был в 2007 году, когда работал в отделе кадров и не покидал базу.
Во второй раз, в 2014 году, его направили в спецподразделение.
«Я пережил несколько моментов, когда думал, что не вернусь живым. Мы оказались в селе, где начался обстрел. Я осознал, что пули летят вокруг, и нам пришлось быстро покинуть место», — делится воспоминаниями Уткур.
Он также вспоминает, как был на базе, когда ракета попала в его комнату. «Тогда я задумался: что если бы я был в этом месте в тот момент?» — говорит он.
В самый опасный момент, во время священной ночи Лайлатуль Кадр, его база подверглась непрерывному обстрелу.
Возвращение и последствия
После службы в Афганистане Уткур работал в военном отделе посольства США в Таджикистане. Он не раз посещал Узбекистан, впервые за 13 лет, и сталкивался с трудностями на границе.
«Когда я вернулся, пограничник, увидев мой паспорт, сказал: “Рахматуллаев Уткур Хикматуллаевич, неужели вы вернулись?” — и это звучало скорее как упрек», — вспоминает он.
После поездки в Самарканд он узнал, что его друзей вызывали на допросы, что его очень обеспокоило.
«Им показывали мои фотографии из Афганистана и спрашивали, знаю ли я этих людей. Я слышал, как одного из них избили», — говорит Уткур.
Он утверждает, что его близкие подверглись допросам как при Каримове, так и после прихода к власти Мирзиёева.
Утверждая, что официальные обвинения против него не выдвигались, Уткур пытался выяснить причины преследования своих родных, нанимая адвокатов, однако их работа оказалась неэффективной.
Уткур обратился в посольство Узбекистана в США с вопросом о возможности возвращения, на что ему ответили, что это невозможно из-за его службы в армии США.
В настоящее время он живет с семьей в Нью-Йорке и не исключает возможности возвращения в Узбекистан.
«Послужив в армии, я изменил свои взгляды на жизнь. Я понимаю, что деньги не главное, и у меня есть планы по возвращению», — утверждает Уткур.
Возможные последствия возвращения
Неизвестно, какое наказание может ожидать Уткура Рахматуллаева в случае его возвращения в Узбекистан. Азаттык Азия не смогла получить комментарий от пресс-службы службы государственной безопасности страны.
Согласно законодательству Узбекистана, гражданам запрещено служить в армии иностранных государств, и наем на такую службу может повлечь уголовную ответственность. В прошлом узбекистанцы, уехавшие воевать на Ближний Восток, также подвергались преследованию.
После начала войны в Украине власти Узбекистана усилили призывы к гражданам не вступать в иностранные вооруженные силы, хотя некоторые узбекистанцы уже подписали контракты с российскими военными.
Несмотря на это, местные наблюдатели отмечают, что многие из тех, кто возвращается, получают менее строгие наказания, что может быть связано с желанием избежать конфликта с Кремлем.
Обсудим?
Смотрите также:
