Президент Садыр Жапаров о 12-летнем образовании, учебниках и строительстве школ
- Некоторые родители выражают недовольство по поводу численности классов, где обучается по 40-50 учеников, связывая это с переходом на 12-летнее образование.
- Эта проблема существует уже давно и не является следствием перехода на 12-летнее образование. Ранее в школы принимали 140-150 тыс. детей, а в этом году в 1-2 классы зачислено 227 тыс., что вдвое больше. В нулевом классе обучение проходило для примерно 100 тыс. детей.
Наибольшие трудности наблюдаются в Бишкеке. Они связаны с миграцией и отсутствием постоянной регистрации у многих семей, что затрудняет прогнозирование числа учеников. Стремительный рост городского населения и демографические изменения также играют свою роль.
Мы следуем разработанному плану. Строительство новых школ и инвестиции в образовательную инфраструктуру в первую очередь будут сосредоточены на Бишкеке.
Проводим расширение и ремонт действующих школ, а в детских садах открываются дополнительные классы. Например, в школе на улице Маликова, где было слишком много учеников, временно освобожден первый этаж здания для классов, рассчитанных на 700 детей. Я поручил мэрии переоборудовать пустующие здания в учебные пункты.
Я рекомендую родителям выбирать школы в своем районе. Уровень образования в образовательных учреждениях стал однородным, и нет необходимости возить детей с одного конца города на другой.
В 2025 году в республике было завершено строительство 119 образовательных объектов, среди которых 68 школ и 27 детских садов. Однако даже тогда в Бишкеке ощущается нехватка учебных заведений. Капитальный ремонт был проведен в 20 школах и 4 детских садах.
С этого момента мы запретим депутатам строить школы ради получения голосов. Например, в одном селе есть хорошая школа, но рядом возводят второй корпус, в то время как в соседнем селе школа находится в аварийном состоянии. Мы будем строить новые школы только на основании предложений Министерства просвещения, учитывая рост населения. В противном случае некоторые места останутся без школ, а в других — с нехваткой учеников или учителей.
В целом, переход на 12-летнее образование не зависит от количества зданий. Это соответствует мировым образовательным стандартам, программам и учебникам.
Конечно, в начале будут возникать трудности, но со временем все наладится. Мы должны были перейти на эти стандарты 15-20 лет назад.
- Почему именно 12-летнее образование? Какова разница в содержании? Каковы преимущества данной системы?
- Главная цель — повысить уровень подготовки выпускников и их соответствие современным требованиям рынка труда. Исследования показали, что 15-летние школьники имеют значительные недостатки в понимании текста. 12-летнее образование — это не просто продление обучения на год, но и полное обновление его содержания.
Дети будут обучаться по новым учебникам, акцент будет сделан на практические навыки и критическое мышление. С введением профориентации в старших классах будет уделено больше внимания математике и естественным наукам. Также создаются условия для улучшения дисциплины, ограничения использования телефонов и поддержки родителей, включая инклюзивное образование.
Международный опыт показывает, что 12-летнее образование является стандартом более чем в 180 странах и демонстрирует свою эффективность.
Например, Казахстан начал переход на 12-летнее образование в 2002 году и завершил его в 2017-2018 учебном году, что потребовало 15 лет. Узбекистан начал этот процесс в этом году и сейчас проходит этап подготовки.
- Успех системы образования во многом зависит от качества преподавателей. Какова должна быть государственная политика в подготовке учителей и создании необходимых условий для них?
- В стране работает более 93 тыс. учителей, из которых 87 тыс. в государственных школах. Некоторые регионы испытывают нехватку учителей, что связано с низкими зарплатами, но ситуация значительно улучшилась за последние годы.
На начало учебного года нехватка составила 947 учителей, а не 2,5 тыс., как это было раньше. Это результат нашей системной работы. С 1 апреля следующего года мы начнем повышать зарплаты для учителей и медиков. Это поможет решить проблему.
Педагогические вузы и колледжи ежегодно выпускают тысячи специалистов, большинство из которых устраиваются в школы. Мы также принимаем меры для привлечения воспитателей детских садов и студентов через дуальное образование.
Мы намерены решить вопрос нехватки учителей. Я поручил вузам организовать долгосрочную практику для студентов старших курсов с возможностью получения зарплаты.
Следует отметить, что нехватка преподавателей — это глобальная проблема. В некоторых странах не хватает от 400 до 1000 учителей.
Мы планируем новые социальные инициативы для привлечения квалифицированных учителей и решения связанных с этим проблем. Учительский депозит будет превращен в долгосрочную ипотеку. Тем, кто уже имеет диплом, мы предложим краткосрочное переобучение и найдем спонсоров для дополнительной зарплаты.
- Родители также выражают недовольство по поводу качества учебников. Достаточно ли их для новой системы? Как контролируется их качество?
- Традиционно учебники недостаточно финансировались и изготавливались при поддержке доноров и частных издательств. Мы не будем больше обсуждать коррупцию в тендерах — это в прошлом.
Теперь типография «Учкун» будет печатать качественные учебники, соответствующие требованиям. У нас есть ресурсы для приобретения лучших учебников мира и их адаптации.
Впервые за многие годы было внедрено стабильное финансирование: на массовое издание современных учебников выделено 744 млн сомов. Мы готовим полные комплекты учебников для 1-2 и 5-7 классов в соответствии с новыми программами и стандартами.
По имеющимся данным, уже изданы и распределены учебники английского языка для 3-9 классов, а также сейчас готовятся учебники по математике и естествознанию для 1, 2, 5 и 7 классов.
- Таким образом, было принято решение о полной реформе системы образования. В обществе звучат разные мнения. Как мы можем оценить эффективность этой реформы?
- Важно понять, что принято решение о полной трансформации системы образования. В республиканском бюджете уже выделены средства, утвержденная правовая база, концепция перехода на 12-летнее образование, подготовлены стандарты и программы. Обратного пути нет.
Теперь общество должно продемонстрировать единство, терпение и поддерживать Министерство просвещения вместо критики.
Наша цель ясна: обеспечить каждому ребенку качественное и современное образование, основанное на национальных ценностях, семье и воспитании.
Обсудим?
Смотрите также: