«Хорошо подумать, прежде чем снимать». Как работает киноиндустрия в Кыргызстане

Эрке Джумакматова — независимый режиссер и продюсер, а также председатель правления Кыргызской ассоциации кинопродюсеров. В интервью 24.kg она поделилась своими наблюдениями о сложностях, с которыми сталкиваются создатели фильмов, о работе системы проката и о том, как государство влияет на киноиндустрию в Кыргызстане.
— Как возникла идея создания ассоциации кинопродюсеров?
— В 2013 году в Кыргызстане наблюдался настоящий бум в производстве фильмов, однако число кинозалов было крайне ограничено. В тот год вышло около 70 новых картин — это стало рекордом. Все продюсеры стремились выпустить свои фильмы в прокат осенью или зимой, к Новому году, и в кинотеатрах могло быть до пяти премьер национальных фильмов в неделю. Конкуренция между продюсерами привела к разделению аудитории, и в результате никто не смог заработать. В 2014 году продюсеры собрались и пришли к выводу, что подход необходимо изменить. Они разработали правила проката, которые согласовали с кинотеатрами и прокатчиками. В 2021 году было принято решение создать юридическую организацию для защиты интересов независимых кинопроизводителей. Мы функционируем по принципу профсоюза, имеем членские взносы, а главным органом является общее собрание.
— Что представляют собой эти правила?
— На данный момент в прокат может выходить лишь один национальный фильм в неделю, а в праздничные дни — максимум два. Продюсеры записываются в очередь, и кинотеатры заранее знают, кто из них будет представлен.
Сейчас Министерство культуры и департамент кинематографии пытаются вмешаться в процесс между нами и кинопрокатчиками, желая самостоятельно регулировать ситуацию. Им кажется, что они справятся лучше. Мы находимся в ожидании новостей и будем принимать решения на основе полученной информации. Члены ассоциации играют ключевую роль в развитии кино в Кыргызстане, на нас держится 90 процентов этой сферы. Без нашего участия не было бы ни коммерческого кино, ни увеличения числа кинотеатров в регионах, где в основном показывают национальные фильмы. Государство не проявляет заинтересованности в этой области.
На фото Эрке Джумакматовой. Совещание независимых кинопроизводителей Кыргызстана — Кто может стать членом ассоциации?
— Членом ассоциации может стать любой желающий, в основном это люди в возрасте от 25 до 40 лет. Это те, кто стремится снимать фильмы, и 90 процентов членов ассоциации не имеют формального кинообразования. В 2022 году у нас было около 15 членов, а сейчас их уже примерно 70, включая крупные студии и независимых режиссеров.
— Нужно ли специальное образование для создания фильмов?
— Например, в Голливуде, где крупные студии делают значительные инвестиции, крайне сложно представить, что там работают непрофессионалы.
Обязательно присутствие оператора-постановщика, который должен иметь большой опыт, соответствующее образование и множество проектов за плечами. Это индустрия с большими финансовыми оборотами, и если ты не профессионал, у тебя не будет шансов.
Авторское кино по всему миру — это, как правило, фильмы с небольшим бюджетом, где режиссер может экспериментировать с формой, стилем и выражать свои мысли.
Эрке Джумакматова
Такой режиссер не полагается на комментарии продюсеров. Если у него есть стиль и вкус, и он создает качественное кино, его обязательно заметят крупные студии. Это видно из биографий известных режиссеров, таких как Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Все они начинали с фестивального и авторского кино, а затем переходили к коммерческому.
В Кыргызстане, где киноиндустрия никогда не была развита, только теперь начинают проявляться признаки ее роста. В коммерческое кино пришли люди, не имеющие образования в этой области, и почти 90 процентов из них — дилетанты. Они находили финансирование, создавали проекты, зарабатывали и развивались. Сейчас у нас около 10-15 качественных продюсерских компаний, которые стабильно производят контент и зарабатывают на этом. А вот в авторском кино — это профессионалы. Долгое время бюджет авторских фильмов в Кыргызстане превышал бюджет коммерческих.
На фото Эрке Джумакматовой. Панельная дискуссия на кинофестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге
— В России существует Фонд кино, а как обстоят дела с государственной поддержкой кино в Кыргызстане?
— Новая тенденция начала проявляться в 2024 году благодаря указу президента о развитии киноиндустрии. Это значительно повлияло на всю сферу. Мы очень рады, что это произошло впервые за 30 лет независимости. Успех коммерческих фильмов сыграл в этом важную роль, поскольку в кыргызском кино еще не было значительного успеха на фестивалях или прорывов.
— Что подразумевается под большим прорывом?
— Это попадание на самые престижные международные кинофестивали — Каннский, Берлинский, Венецианский, Сандэнс, Торонто. К сожалению, пока у нас этого нет. У казахов прорыв произошел в 2014 году, когда фильм Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получил «Серебряного медведя» за операторскую работу на Берлинале.
Как региональный эксперт, я составила отчет о состоянии киноиндустрии с 2015 по 2020 год для ЮНЕСКО. В нем имеется статистика о том, сколько средств должно выделяться на кинематограф. Согласно закону, мы должны получать 0,1 процента от республиканского бюджета, но на деле получали лишь 0,03-0,04 процента. Эта ситуация сохранялась до последнего года.
На фото Эрке Джумакматовой. Члены жюри кинофестиваля «Бастау» в Алматы — Планируется ли дубляж зарубежных фильмов на кыргызский язык?
— В первую очередь проблема заключается в том, что студии, предоставляющие фильмы для проката, должны дать разрешение на перевод на кыргызский язык, и дубляж должен быть выполнен профессионально: голоса, переводы песен и так далее — это сложный и дорогой процесс. Для этого требуются значительные финансовые вложения. Такой дубляж может не окупиться в местном прокате, поэтому студии не видят в этом смысла. Кроме того, рынок Кыргызстана довольно мал — около 100 кинотеатров по сравнению с Казахстаном, где их 450.
В настоящее время обсуждается возможность использования субтитров, так как это более дешевый и осуществимый вариант. Для развития этой области государство должно взять на себя инициативу, так как это часть государственной политики в сфере кино. Однако в данный момент она еще не полностью сформирована, и отсутствует четкая стратегия, которая объясняла бы, как должно развиваться кино в Кыргызстане.
— Что необходимо для того, чтобы отправить фильм на Netflix?
— Этот вопрос интересует всех наших продюсеров. Важно понимать, что Netflix — это бизнес. Дело не в качестве наших фильмов или их идеях, а в том, что мы, как регион, для них не представляем интереса. У нас крайне малое количество официальных пользователей платформы.
На фото Эрке Джумакматовой. Съемки фильма «Курак» режиссеров Эрке Джумакматовой и Эмиля Атагельдиева в Бишкеке — Можем ли мы продвигать страну через киноиндустрию, как это делают Турция, Корея и Америка?
— Для этого нам нужны индустриальные признаки. Прежде всего, это количество кинозалов, большая аудитория и прозрачная система мониторинга данных. У нас должен быть механизм поощрения иностранных продюсеров, такой как Cash Rebate, как в Турции, Корее и Америке.
Cash Rebate в кино — это возврат части затрат на кинопроизводство от страны, где проходили съемки, иностранному инвестору или продюсеру.
Мы не знаем, сколько зарабатывают кыргызские фильмы. У нас есть косвенные данные, но они даже не упоминаются в официальных отчетах. Необходимая информация для привлечения инвесторов — это еще одна задача, которую должен решать департамент кинематографии. Нам уже третий год обещают создать такую систему. Кинотеатры должны быть подключены к ней, чтобы все могли видеть финансовые потоки.
— Как регулируются съемки фильмов иностранных режиссеров в Кыргызстане?
— Во всем мире существуют кинокомиссии — это давний инструмент, но у нас ее никак не удается утвердить. Она должна заниматься сбором данных и, прежде всего, обеспечивать поддержку иностранных киноорганизаций на территории Кыргызстана. У нас нет подобной системы. Иностранные киноорганизации не обязаны регистрировать свои заявки, если хотят снимать в Кыргызстане.
К нам часто приезжают иностранные кинокомпании, которые снимают совместно с нашими специалистами, выступающими в основном в качестве обслуживающих организаций. Они снимают и уезжают, а статистики нет. Говорят, что в 2024 году приезжали 10 съемочных групп, из них 5 индийских, но где информация о них, кто эти продюсеры и названия фильмов? Это могло бы стать отличной рекламой для страны. Вот почему кинокомиссия и система кэш рибэйт так необходимы.
На фото Эрке Джумакматовой. Съемки фильма «Кел» режиссера Эмиля Атагельдиева на Иссык-Куле в 2019 году
— Каковы планы на ближайшие 10 лет?
— На данный момент продюсеры обеспокоены актуальными вопросами: пиратством, авторскими правами, порядком выхода национальных фильмов, мониторингом данных и налогообложением. Работы предстоит много, поскольку наша киноиндустрия находится на начальной стадии развития. На собраниях мы не заставляем продюсеров сосредотачиваться на каком-то конкретном жанре, и сами они этого не хотят, так как это лишает их свободы выбора. Сегодня они хотят снимать комедию, а завтра — триллер. Произошла диверсификация жанров, и это замечательно. Еще 10 лет назад в основном смотрели комедии, сейчас в репертуаре появились ужасы, боевики и триллеры. Это свидетельствует о росте индустрии. Ассоциация только начинает свой путь. Со стороны может показаться, что прошло уже 2,5 года, но для такой большой организации это всего лишь начало.
— Как молодым режиссерам войти в индустрию? С чего начинать?
— Путь для режиссера начинается со съемок короткометражных фильмов. Ко мне часто обращаются новички, и как продюсер я отвечаю: «Пришлите мне ваш короткий метр, клип — неважно». Не обязательно представлять полный метр или масштабный проект. Мне нужно увидеть вашу работу, только тогда я начинаю обсуждать сотрудничество с человеком. Если я ничего не вижу, то советую продолжать снимать, а потом посмотрим. Доказать свою способность — это важно.
Сценаристы не несут рисков. Они могут начать писать сценарий и продавать его, рискуя лишь своим временем. Если сценарий продан, а фильм не удался, они всегда могут сказать, что «режиссер и продюсер все испортили», и продолжать писать дальше.
Продюсер может работать с одним режиссером сегодня, а с другим завтра. У него самые высокие финансовые риски, но и множество возможностей. Один проект может провалиться, другой — тоже, а на третьем может все сработать. Но бывает и так, что продюсеры приходят, снимают, неудачно, и отказываются от кино.
У режиссера не так много материальных рисков. Он не берет на себя финансовые обязательства, но у него есть высокие репутационные риски. Если он создал один или два провальных проекта, с ним больше никто не захочет работать. У режиссеров очень мало шансов. Я всегда советую молодым людям хорошо обдумывать свои решения перед съемками. Это может определить их карьеру, однако, к сожалению, немногие из молодежи прислушиваются к этому совету.
Обсудим?
Смотрите также: