«Дети дождя» в Кыргызстане: «невидимки» или органичная часть общества?
2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме
Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день информирования об аутизме. Это важная тема для Кыргызстана, особенно в контексте детского аутизма, о чем рассказала депутат Жогорку Кенеша Айсулу Мамашева.
Она отметила: «Почему мы поднимаем эту тему? К сожалению, наблюдается глобальная тенденция роста числа детей с аутизмом. Если 10-20 лет назад в США один из 10 тысяч детей имел это расстройство, то сегодня эта цифра составляет уже 1 из 36. По прогнозам, через пару поколений большая часть детей столкнется с аутизмом», - заявила Мамашева.
По словам народного представителя, в Кыргызстане сложно получить точные данные о распространенности этого заболевания по различным причинам.
«В этот день важно донести до людей значение этой проблемы, которая в значительной степени определяет наше будущее. Исследования не проводятся, и у нас нет точных данных, поэтому мы не можем оценить масштаб ситуации. Однако количество обращений от родителей, которые стесняются и предпочитают оставлять детей дома, закрываясь в четырех стенах, говорит о том, что это серьезная проблема. Многие родители не понимают, что именно в возрасте до шести лет можно начать реабилитацию и помочь ребенку освоить базовые навыки. Работу нужно начинать как можно раньше, когда родители уже замечают проблемы с концентрацией и речевыми навыками. Важно говорить об этом и перестать стесняться», - подчеркнула она.
Сложности в диагностике аутизма – это лишь часть проблемы, более серьезным остается вопрос лечения.
«Инклюзия и инклюзивное образование – это то, что мы должны были начать еще вчера, ведь главное лекарство для ребенка с аутизмом – это общение с его сверстниками и возможность учиться на их примере. Ребенку необходимо получить базовые знания и навыки, а жизнь в обществе важна как для него, так и для его родителей», - добавила Мамашева.
По информации Республиканской медико-социальной экспертной комиссии, четыре года назад в Кыргызстане было зарегистрировано около 630 детей с аутизмом. Министерство социального развития сообщает, что в стране проживает 34 тысячи детей с инвалидностью.
Термин «аутизм» был введен в научный обиход известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 году, обозначая отгороженность от внешнего мира.
Согласно современным определениям, аутизм представляет собой психическое расстройство, которое проявляется в нарушении взаимодействия и общения с окружающими. Это расстройство затрагивает не одну функцию, а психику в целом.
Детей с аутизмом называют «детьми дождя», так как им сложно воспринимать эмоции и чувства других людей. Аутизм до сих пор остается загадочным заболеванием, проявляющимся у каждого пациента по-разному, хотя есть и общие симптомы, зависящие от возраста.
Врачи выделяют несколько форм аутизма: ранний (до 2 лет), детский (от 2 до 11 лет), подростковый (от 11 до 18 лет) и взрослый аутизм.
Среди признаков, на которые родителям стоит обратить внимание, можно выделить: отсутствие реакции на свое имя, избегание зрительного контакта, игра в одиночестве, нежелание участвовать в беседах, отсутствие стремления к общению, интерес к одной деятельности (например, музыка, рисование) и повторение одних и тех же слов или звуков. Изменение привычной обстановки может вызывать у ребенка панику, а также трудности с обучением в школе.
Что касается причин возникновения аутизма, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Существует множество теорий, однако ни одна из них не была клинически подтверждена. Многие исследователи считают, что детский аутизм является наследственным заболеванием, хотя такие дети могут появляться в благополучных семьях.
Наиболее часто аутизм наблюдается у первенцев. Также возможным фактором может быть вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка), перенесённая матерью во время беременности, что может привести к изменениям в строении головного мозга.
Лечение аутизма – это длительный и сложный процесс, требующий от родителей психологической и физической устойчивости. Видимые результаты могут отсутствовать, и лекарственные препараты не способны решить проблему, но могут смягчить симптомы. Основные методы лечения включают социальную адаптацию и психиатрическую помощь. Лечение должно проходить не только в медицинских учреждениях, но и в повседневной жизни – в детских садах, школах, а также на улице. Родителям также нужна поддержка, так как воспитание ребенка с аутизмом – это сложная задача, которая сказывается на их психическом состоянии. Таким родителям желательно хотя бы раз в год уезжать на отдых.
Для успешной адаптации ребенка с аутизмом важен четкий распорядок дня и общение с другими детьми, имеющими схожие проблемы. Родители таких детей также должны находить время для общения друг с другом, а не только с врачами.
Изменение привычной обстановки, к которой привык ребенок, не рекомендуется. Прогноз лечения варьируется в каждом конкретном случае. Не стоит ожидать быстрого результата за короткий срок. Иногда процесс может занимать всю жизнь. Многие дети с аутизмом начинают контактировать уже через 2-3 месяца, но если положительной динамики нет годами, не стоит отчаиваться – главное продолжать работать над проблемой и придерживаться выбранного курса.
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: