Сначала здоровье, потом учеба — врач о соблюдении норм и правил в школах КР
Врач по общей гигиене из департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора Мария Кушубакова поделилась с 24.kg мнением о том, почему санитарно-эпидемиологические требования в школах не всегда соблюдаются.
— Как часто проводятся проверки образовательных учреждений?
— Объекты делятся на три категории в зависимости от уровня риска. Школы с низким риском проверяются раз в пять лет, со средним — раз в три года, а с высоким — ежегодно. К последним относятся школы, где есть организация питания, а также интернаты и детские сады.
Однако это не значит, что проверка происходит только один раз в год. Все зависит от того, какие потенциальные опасности выявляют специалисты. После их обнаружения выдаются предписания с указанием сроков для устранения замечаний. Контроль за выполнением этих предписаний осуществляется, и в течение года объект может быть проверен несколько раз.
— На что в первую очередь обращаете внимание?
— Санитарные нормы включают требования, касающиеся всего: от благоустройства двора (ограждения, озеленение, освещение, мусорные контейнеры) до внутреннего микроклимата, водоснабжения и канализации, а также расписания уроков, медицинского обслуживания, наполняемости классов и качества мебели.
Таким образом, в санитарных правилах прописаны все аспекты, необходимые для безопасного и комфортного обучения.
Тем не менее, представители Минобразования, местные власти и даже родители утверждают, что санитарные нормы слишком строгие и некоторые из них практически невозможно выполнить.
Например, проблема переполнения школ по-прежнему актуальна, особенно в крупных городах и областных центрах.
— Сколько учеников должно быть в классе?
— В среднем, это 25-30 человек, однако все зависит от площади класса — необходимо два квадратных метра на одного ученика.
Если класс рассчитан на 15 детей, но фактически в нем оказывается 25-30, это приводит к переполнению. Демографические показатели конкретного района также не учитываются: в населённом пункте с 1-2 тысячами детей школьного возраста строится здание всего на 500 мест.
В переполненных школах количество учеников в классах достигает 40-50 и более, а в некоторых помещениях за одной партой сидят по трое.
Соответственно, нормативы (расстояние от первой парты до доски и между рядами) в большинстве случаев не соблюдаются, парты расположены слишком близко друг к другу, а расстояние от первой парты до доски составляет всего метр.
При закрытых окнах и дверях в помещениях возрастает уровень углекислого газа. Замеры иногда показывают значительные отклонения. Поэтому по санитарным нормам после каждого урока необходимо проветривание помещений естественным образом.
Из-за нехватки учебных кабинетов в переполненных школах другие помещения перепрофилируются, что автоматически приводит к несоблюдению санитарных норм.
Читайте по теме Где учатся наши дети? В туалетах, переоборудованных под школьные классы
Например, согласно норме, естественное освещение должно быть левосторонним, но в одной из школ в Ош освещение было сзади. В результате ученики с задних парт почти не видят, что написано на доске.
Существуют также нормы по переменам (малые и большие). Однако из-за высокой загруженности учебного процесса динамические паузы не всегда соблюдаются.
В сельских районах ситуация лучше, но в удаленных регионах есть, наоборот, школы, которые не укомплектованы.
— Как переполненность влияет на здоровье детей?
— Прежде всего, это отражается на зрении и осанке. Нарушение осанки может сказаться на других органах. Дети, сидящие близко к окну, часто страдают от простудных заболеваний. Поэтому в санитарных нормах рекомендуется проводить ротацию мест для учеников каждый месяц, но эта практика не всегда реализуется.
Парты также не всегда соответствуют росту и возрасту детей. Во многих школах нет маркировки на мебели, что приводит к случаям, когда маленькие дети сидят за большими партами, а их ноги даже не достают до пола.
Читайте по теме В Бишкеке построят 12 школ на средства, которые выделяет Саудовская Аравия
В прошлом году Министерством образования была создана рабочая группа для решения данной проблемы. Предпочтение отдается местным производителям мебели, отвечающей росту и возрасту учеников. Надеюсь, что в будущем будут соблюдаться все нормативы.
Кстати, в санитарных нормах прописано, как должно составляться расписание: в понедельник и вторник должны быть легкие уроки, в среду и четверг — более сложные, а в пятницу — снова легкие. Расписание должно согласовываться с территориальными центрами госсанэпиднадзора, но многие этого не делают. Когда наши специалисты выезжают на проверки, они дают свои рекомендации.
Из-за перегруженности учебной программы в расписании редко бывает по 4-5 уроков, обычно это 6 или даже 7. Особенно печалит малое количество уроков физической культуры. В школах не проводятся гимнастические перерывы, в том числе для глаз, между или во время уроков. Это редко встречается, хотя в советское время активно практиковалось.
Эти меры необходимы для облегчения пребывания детей в школе.
— Согласно санитарным нормам, вместимость вновь строящихся или реконструируемых школ рассчитывается только для односменного обучения...
— Да, по требованиям весь учебный процесс должен быть односменным, чтобы после уроков ребенок мог спокойно вернуться домой, погулять и сделать домашнее задание. Однако у нас есть переполненные школы, работающие в три и даже в четыре смены. Число детей велико, и их необходимо охватить обучением. Поздний выход с уроков влияет на безопасность детей.
Поэтому, когда звучат обвинения в том, что санитарные нормы невыполнимы, важно понимать, что все требования направлены на обеспечение безопасности и охрану здоровья детей.
Не все проблемы можно решить мгновенно. Например, вопросы микроклимата и освещения требуют времени. Мы поднимаем другие проблемы на уровне Министерства образования и правительства. За последние годы было построено больше школ, но ситуация все еще требует улучшений.
Ранее, 20-25 лет назад, мы участвовали в предупреждающем надзоре, начиная с выделения земельного участка и заканчивая завершением строительства. Однако нас исключили из этого процесса, и теперь мы не знаем, какая школа и как строится.
Наши специалисты участвуют в комиссиях по приемке построенных объектов, и там сразу возникают вопросы: иногда что-то сделано неправильно, что приводит к проблемам. В прошлом году были внесены изменения в строительные нормы для общеобразовательных школ, где учтены все наши требования, однако проекты не согласовываются с нами, хотя мы это просим.
— Как переход на 12-летнее образование повлияет на ситуацию?
— Может возникнуть нехватка классов, учителей, и сменность может увеличиться, что усугубит переполненность.
— Как обстоят дела с туалетами и водоснабжением в школах?
— В областных и крупных городах централизованное водоснабжение. В сельской местности также есть водопроводная вода, но есть школы, где водопровод подведен только к двору, а внутри воды нет. Эти проблемы также поднимаются, и мы добиваемся, чтобы водопровод был проведен внутрь зданий.
С 2013 года в республике реализуется программа горячего школьного питания, охватывающая почти 75 процентов образовательных учреждений. Мы добились, чтобы в некоторых школах вода была доступна внутри, хотя бы в пищеблоке, медицинском кабинете и коридоре рядом со столовой для мытья рук и питья. Это тоже значительное достижение.
Читайте по теме В Бишкеке нужно построить 18 школ, чтобы снять перегруженность
Во многих школах, построенных в советское время по типовым проектам, были предусмотрены внутренние туалеты. Сейчас они rehabilitated и вводятся в эксплуатацию. Мы добиваемся обновления наружных туалетов, строительства новых с индивидуальными кабинками и освещением. Это происходит, но иногда во время проверок новые туалеты оказываются закрытыми, и используются старые. В администрации объясняли это тем, что дети пачкают...
Согласно санитарным нормам, в туалетах должны быть мыло и туалетная бумага. В принципе, это выполнимая задача, но все зависит от администрации школы.
Я хотел бы, чтобы руководители образовательных учреждений и местные власти уделяли больше внимания школам и детским садам. От будущего поколения зависит наше завтра.
Поэтому забота о здоровье (а не только об учебе) должна быть в приоритете.
Как правило, после окончания школы у детей уже имеется ряд заболеваний: у них нарушается зрение, осанка, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. Возможно, у них также будет еще два-три заболевания, с которыми они вступают во взрослую жизнь.
Обсудим?
Смотрите также: