КЫР
Главные новости » Общество » «Помним. Гордимся». История политрука Абылая Карабаева
Общество

«Помним. Гордимся». История политрука Абылая Карабаева

73
9 мая 2025 года мы будем отмечать 80-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии этой даты АКИpress представляет материалы о героических поступках кыргызстанцев, принимавших участие в войне.

Кипариза Карабаева поделилась воспоминаниями о своем деде — Абылае Карабаеве.

«Отмечая юбилей Победы, мы напоминаем молодому поколению о значимости сохранения памяти о Великой Отечественной войне и передаем ценности патриотизма, уважения к нашей истории и памяти о подвигах предков. Осознание политической и патриотической ответственности народа, а также стремление к справедливой государственной системе являются ключевыми факторами для успешного проведения политических, экономических и социальных реформ в Кыргызской Республике.

Для кыргызского народа 9 мая — это не только день памяти тех, кто отдал свои жизни ради мира и свободы, но и повод для гордости за вклад нашей страны в Победу. Этот день должен стать основой для патриотического воспитания молодежи. Победа в Великой Отечественной войне — это не только важная страница нашей истории, но и мощный ресурс для воспитания, ведь подвиги героев, самоотверженность народа и единство фронта и тыла должны быть в центре патриотического воспитания молодого поколения.

Патриотизм формируется через примеры героизма и самопожертвования, которые демонстрировали люди, сражавшиеся против фашизма за свободу и независимость. В условиях глобализации и роста угроз со стороны различных экстремистских групп необходимо следить за внутренними и внешними процессами и укреплять международное сотрудничество для противостояния экстремизму.

Наша семья гордится тем, что в её рядах есть участник войны — Абылай Карабаев, который трудился в системе народного образования, а перед войной был директором сельской школы [1, 6]. Его юность пришлась на вторую половину 1930-х годов, когда социально-экономическое положение кыргызского села существенно изменилось. Педагоги того времени сыграли важную роль в формировании нового общества, активно участвовали в ликвидации неграмотности и создании национальной системы образования.

Перед началом войны он трудился директором школы в селе Буденовка (сейчас Чат-Базар в Таласском районе), которое являлось центром Буденовского района Таласской области. В этой школе (ныне носящей имя А. Оторбаева) учился будущий Герой Советского Союза Асанбек Отробаев (в 2025 году исполняется 100 лет со дня его рождения). За участие в Выборгской наступательной операции (Ленинградский фронт) летом 1944 года он был награжден медалью «За отвагу». 31 января 1945 года, когда он форсировал реку Одер в районе Вальдича, старший сержант А. Оторбаев первым переправился на западный берег и, удерживая рубеж, отразил пять немецких контратак, уничтожив при этом вражеских солдат и офицеров. В ходе шестой контратаки он разрушил самоходное артиллерийское орудие, подорвав его гранатами, ценой своей жизни.​

Важным событием в развитии самосознания кыргызского народа стало образование союзных республик, которое представляло собой не только политический, но и культурный процесс. С одной стороны, это способствовало укреплению многогранной национальной идентичности, а с другой — позволяло центральному правительству СССР контролировать эти территории, регулируя их развитие и экономику [2].

В те годы формировалось новое общество, ориентированное на служение, развитие и созидание. Несмотря на трудности, страна была охвачена патриотическим вдохновением. Образование, созданное в 1936 году в КССР, стало началом более глубоких изменений в политической, экономической и социальной жизни республики, которая интегрировалась в советскую систему, оказавшую значительное влияние на её дальнейшее развитие. В этот период возникли национальные школы, университеты, театры и литература, что способствовало сохранению и развитию культурных традиций [2, 5]. Кыргызстан как союзная республика приобрел более четкую идентичность на международной арене.

Воспитывались новые поколения, для которых личные интересы отходили на второй план по сравнению с идеалами народа и государства. Произошла культурная революция: ликвидирована неграмотность, построены школы, которые стали образцом для всей страны, и воспитаны миллионы новой советской интеллигенции.

В этом процессе учителя сыграли ключевую роль, формируя советское общество, особенно в периоды изменений и трансформаций. Образовательный процесс не только передавал знания, но и воспитывал граждан, прививая им идеалы социализма и патриотизма [5].

Во время войны учителя Кыргызстана, в том числе моя бабушка, Саада Аалиева, которая работала в Кок-Арыкской школе (1923 года рождения), помимо учебной деятельности занимались агитацией среди населения. Они распространяли политические знания, обсуждали боевые действия Советской Армии, читали лекции и сводки Совинформбюро, проводили беседы, выпускали стенные газеты и боевые листки [8]. В 1945 году бабушка была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» за её самоотверженный труд в тылу, что стало символом уважения к трудовому вкладу в победу.

Мой дед Абылай Карабаев был призван в конце 1939 года в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) в предвоенное время, так как учителя сельских школ до этого имели отсрочку от призыва [4, 5]. В то время страна готовилась к войне, армия увеличивалась, но подготовка командного состава запаздывала. Для улучшения качества состава РККА советское руководство стремилось не только увеличить численность армии, но и улучшить её качественные показатели, в том числе за счет призыва квалифицированных гражданских специалистов, таких как учителя.

Для формирования новых военных кадров требовались высококвалифицированные политруки и комиссары. Поэтому перед войной на военную службу массово призывали работников народного образования — сельских учителей и директоров. Призыв учителей имел важное военно-политическое значение, особенно в контексте подготовки страны к грядущей войне, которая в конечном итоге началась в 1941 году.

Это были люди с высшим и средним образованием, прошедшие обучение в советский период. Молодые педагоги, такие как мой дед Абылай Карабаев, чаще всего были членами партии и комсомольцами. В трудные годы войны значительный вклад внесла советская интеллигенция, воспитанная Коммунистической партией. Более 15 тысяч представителей народной интеллигенции республики ушли на фронт по призыву партии [8].

Их опыт работы с населением и способность взаимодействовать с народом стали ценными ресурсами. Политика, проводимая в предвоенные годы, оправдала себя и нашла свое отражение в конкретных военных действиях в первые дни тяжелых боев Великой Отечественной войны.

Дед служил в 23-м стрелковом полку 51-й Перекопской стрелковой дивизии, участвовал в Советско-финской войне и в освобождении Бессарабии (Молдавия). В Молдавии он проходил обучение в партийной школе и перед войной получил звание политрука роты. Его военно-политическая подготовка была результатом участия в Финской войне и Бессарабской кампании, а также его педагогической деятельности, которая позволяла ему эффективно работать с широкими слоями населения. За короткий срок вчерашние учителя стали политработниками, получив лишь базовые знания и навыки, тогда как мой дед прошел две военные кампании.

Деятельность политруков и коммунистов в начальный период войны является важной частью истории Второй мировой войны и может быть использована для патриотического воспитания молодежи. Они играли ключевую роль, вдохновляя других своим примером в бою. Если политрук не поднимался в бой первым и не вел за собой солдат, это считалось позором.

В начале войны, когда войска сталкивались с тяжелыми потерями, роль политруков становилась особенно важной для поддержания морального духа и замещения потерь среди бойцов. Мы, потомки Абылая Карабаева, гордимся его службой на посту политрука в начальный, тяжелейший период войны, когда он не только был частью военной машины, но и нес моральную ответственность за поддержание духа своего подразделения. Он начал свою службу 22 июня 1941 года, в самый трагический период войны [3].

В эпоху перестройки и распада СССР, когда либеральные круги начали критиковать советскую систему, политруки стали рассматриваться как представители репрессивного аппарата, что не отражало реальности.

Изучению труда и подвига политработников посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Немецкий исследователь и писатель Йохен Хелльбек (2015) подчеркивает важность политработников в поддержании морального духа советских солдат во время самых тяжелых боев в начале войны.

По его словам, советские солдаты сражались за свою Родину и семью, и у них не было выбора: либо советская свобода, либо немецкое рабство. Это создавало идеологическое и психологическое превосходство над фашистской пропагандой. Хелльбек отмечает, что партийная организация пронизывала всю структуру РККА и, вопреки утверждениям западных историков о негативном влиянии партийных структур, оказывала мобилизующее воздействие на солдат и командиров. Коммунисты и политработники составляли основу воинских коллективов, и боеспособность подразделений определялась, в том числе, количеством партийных красноармейцев в них. Привилегия членов ВКП(б) заключалась в том, что они первыми шли в бой. Несмотря на потери, число членов ВКП(б) продолжало расти, поскольку многие солдаты стремились стать коммунистами.

Многие красноармейцы высоко ценили политработников за то, что они доставляли на фронт письма и свежие газеты, разъясняли ситуацию на передовой и сообщали последние новости. Их присутствие в окопах, когда солдаты не видели никого, кроме своих боевых товарищей, было крайне важно.

Хелльбек считает заслугой политработников привитие образовательных и патриотических усилий бойцам, что способствовало созданию не только сильных и обученных солдат, но и патриотично настроенных граждан, готовых защищать свою Родину. Эта политико-воспитательная деятельность, развивавшаяся в РККА, сделала советских солдат сильной армией, способной победить хорошо обученного врага — немецкую армию.

Наши деды — герои, включая Абылая Карабаева, которые, несмотря ни на что, одержали победу, оставив нам в наследство Великую Победу, отдав за неё самое ценное — здоровье и жизнь. Без миллионов личных подвигов не было бы Великой Победы, которую мы отмечаем 9 мая 2025 года.

Восхищение мужеством и стойкостью деда Абылая Карабаева и всех участников войны вдохновляет современную молодежь, укрепляя ее любовь к родной стране. Это особенно проявилось в недавних событиях в Баткене, когда была проверена прочность системы безопасности и патриотического воспитания солдат и офицеров Кыргызстана. В таких условиях патриотизм, мотивация и сплоченность военнослужащих становятся ключевыми факторами, от которых зависит готовность защищать территориальную целостность и суверенитет страны. В подобных ситуациях решающим фактором является не только техническое оснащение армии, но и морально-психологическая подготовленность, чувство ответственности перед народом и Родиной.

Празднование 80-летия Победы в Кыргызстане способствует сплочению людей разных поколений, социальных групп и национальностей. Это общий день памяти и гордости, когда мы можем забыть о повседневных заботах и объединиться ради сохранения мира и памяти о участниках войны.

Таким образом, 9 мая не только демонстрирует уважение к прошлому, но и способствует укреплению социальной сплоченности и патриотизма в современном обществе.

Список использованной литературы:

1. Архивная справка (Карабаев А.К.). Центральный архив. Министерство обороны Российской Федерации. №6/82515, от 13.04.2007

2. Асанканов А.А., Осмонов О.Ж. История Кыргызстана. Бишкек, 2002.

3. Вахмут А. Первые дни войны на Дунае // Военно-исторический журнал. 1970, №9

4. Карабаева К.Н. Вклад кыргызской интеллигенции в Великую Победу / Великой Победе 70 лет // Материалы научно-практической конференции: «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения», БГУ, 20-21.04.2015. – Бишкек. Турар, с. 341-355

5. Карабаева К.Н. Жизнь, длиною века. Мой дед – народный учитель. - Бишкек. 2017.

6. Личное дело Карабаева А. Сектора учета кадров. ЦГА ПД КР, ф.921. ОП.13.Д.663. Лп.1-20

7. Хелльбек Йохен. Сталинградская битва: свидетельства участников и очевидцев. –М:. , 2015.

8. Ж.С. Татыбекова Великий Октябрь и женщины Киргизстана Издательство “Кыргызстан” Фрунзе, 1975.

Если вы хотите рассказать о подвиге своих родственников, которые принимали участие в ВОВ, можете присылать на почту: [email protected].
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК